Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение"«Смысл человеческой жизни заключается в бес¬покойстве и тревоге». А.А. Блок. (По произведениям русской литературы. — Александр Блок. Стихи)"


Сочинение"«Смысл человеческой жизни заключается в бес¬покойстве и тревоге». А.А. Блок. (По произведениям русской литературы. — Александр Блок. Стихи)"

Сочинение"«Смысл человеческой жизни заключается в бес¬покойстве и тревоге». А.А. Блок. (По произведениям русской литературы. — Александр Блок. Стихи)"В целом поэзия Алекандра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, рас­крывающая душевный мир человека, потрясенного предель­но обострившимися в его эпоху общественно-историческими противоречиями.
 
[sms]Связующим началом этой поэзии, точкой притяжения ее различных и многообразных тем служит образ самого поэта (или, точнее сказать, лирического героя), от лица которого идет лирическая исповедь. Блок открыто и прямо, как редко кто до него, утверждал в поэзии свою литературную личность, свое «я». Он сам охарактеризовал все свои стихи как растя­нувшийся на много лет «дневник его жизни». Но великий лирический поэт, говоря о себе и о своем, все­гда говорит за всех и об общем. Потому что истинный поэт — всегда «эхо мира, а не только нянька своей души», по крыла­тому выражению М. Горького. Поэзия Александра Блока по­тому и приобрела такое мощное и широкое звучание, что этот лирик, сумев почувствовать и воплотить в своем творчестве главное и решающее в жизни века — ту борьбу нового со старым, которая составила основное содержание историчес­кого процесса, обрел право говорить уже не только от своего имени, но и от лица всего своего поколения, от лица тех, кого он назвал «детьми страшных лет России»: 
 
Рожденные в года глухие
 Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России
— Забыть не в силах ничего.
 Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
 От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть. 
 
Время, история, буря века, бушевавшая вокруг Блока, — вот та среда, в которой рождалась его великая поэзия, и реальная русская жизнь предреволюционных лет всегда про­свечивает сквозь ее сюжеты, символы и метафоры. Поэтому глубоко прав был Блок, когда однажды, выступая перед пуб­ликой со своими стихами, в ответ на просьбу прочесть «о России» он сказал: «Это всё — о России». Путь «среди революций», пройденный Александром Бло­ком, был отнюдь не легким и не гладким.
 
Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
 Взглянуть в лицо людей, природы,
 Рассеять сумерки времен,
 
 — писал Блок, и именно это составляло суть и пафос его напряженных идейных и художественных исканий. Сумерки того времени, когда он жил и писал, порой, бесспорно, за­темняли его зрение. Но вместе с тем сама жизнь властно пе­реучивала поэта, вела его за собой и помогала ему стряхнуть с себя тяготившие его «сны». В юношеской лирике Блока («Стихи .о Прекрасной Даме») все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающего­ся чуда. Все. в этой лирике «робко и темно», зыбко и туман­но, подчас неуловимо, только «намек» весенней песни, толь­ко клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то «кли­ки»... И все это — знаки «нездешних надежд» на вселенское «непостижное чудо», на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, «величавой Вечной Жены», «Девы-Зари — Купины», в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее «спасти мир» и воз­родить человечество к новой, идеально-совершенной жизни.
 
Предчувствую Тебя.
 Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
 Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо.
И молча жду, — тоскуя и любя...
 Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
 В мерцанье красных лампад...
 
Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных пе­ремен — господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствовал неясную тревогу, ловил ее «знаки», уже и тогда замечал, что вокруг него ширится и растет «буря жизни» (знаменательно в этом смысле стихотворение «Гама-юн — птица вещая»), но еще страшился этой бури и пытался укрыться от нее в идеальный мир своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, «улыбки, сказки и сны». 
 
Но наиболее существенно, что в интимный лирический мир Блока с каждым годом все более настойчиво врывались впе­чатления социальной действительности. Мирные деревенские пейзажи, на фоне которых развертывался мистический роман поэта с его Прекрасной Дамой, вытеснялись резко очерчен­ными, часто фантасмагорическими картинами большого го­рода (точнее сказать— Петербурга). И вот что особенно зна­менательно: как только поэт стал внимательнее, пристальнее вглядываться в окружавшую его реальную жизнь, ему откры­лись ее чудовищные контрасты и непримиримые противоре­чия — голод голодных и сытость сытых, и в нем громко заго­ворила совесть.
 
Стихотворение «Фабрика», написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как точка поворота на творческом пути молодого Блока. В образе кого-то «неподвижного» и.«черно­го» поэт, впервые непосредственно обратившись к социаль­ной теме, попытался выразить свое, тогда еще смутное, пред­ставление о «правопорядке», обрекающем человека на «том­ления рабьих трудов».
 
Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и сыграла громадную, можно сказать, решающую роль в его жизни и судьбе. Она вывела поэта из состояния уединения и созерцательности, в котором он долгое время пребывал, по­казала ему лицо быстро меняющейся жизни, пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.
 
 На смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприкрашенные картины человеческого горя:
 
Мы встретились с тобою в храме
И жили в радостном саду,
 Но вот зловонными дворами
Пошли к проклятью и труду.
 Мы миновали все ворота
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине...
 
Внимание Блока все больше привлекают «новые люди», поднимающиеся на арену истории «из тьмы погребов», — люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В поэте просыпа­ется чувство общественной активности. Сам он ищет граж­данской отваги, «отважной красоты» и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни:
 
Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.
 Назад! Во мглу! В глухие склепы!
 Вам нужен бич, а не топор!
 
 Блок не щадит и самого себя — за то, что и ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о нищих и бедных, он и хочет и не смеет «убить» —
 
Отомстить малодушным, кто жил без огня,
 Кто так унижал мой народ и меня!
Кто запер свободных и сильных в тюрьму,
 Кто долго не верил огню моему,
 Кто хочет за деньги лишить меня дня,
 Собачью покорность купить у меня...[/sms]
09 апр 2008, 14:53
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.