Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение"«Без конца и без краю мечта!»(По лирике А.А. Блока)"


Сочинение"«Без конца и без краю мечта!»(По лирике А.А. Блока)"

Сочинение"«Без конца и без краю мечта!»(По лирике А.А. Блока)"«Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, т.е. самым характерным представителем своего времени...» — писала Анна Ахматова.
 
[sms]Александр Блок был мечтательным человеком. Но мечта его всегда воплощалась в звонкие, немеркнущие строки. Как и жизнь, разнообразно изображенная всем поэтическим творчеством поэта:
 
О, весна! без конца и без краю —
 Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита! 
 
Он сумел увидеть в России и тютчевскую тайну, и некра­совскую убогую деревенскую Русь, и летящую вдаль гоголев­скую птицу-тройку. Но, пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Блока. Нетрадиционным стал бло-ковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Не как мать любит Блок Россию, а как возлюбленную. Но ее облик постоянно меняется. Пре­красная Дама оборачивается то Незнакомкой, то проститут­кой, являя собой новые и новые лики России. Часто она оли­цетворяется музой:
 
Зла, добра ли? —
Ты вся — не отсюда.
 Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты — и Муза, и чудо.
Для меня ты — мученье и ад.
 
Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик «влит» в пове­ствование, его голос — такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Так, многоголосие «Двенадцати» — это воспроизведение многоголосия «пере­воротившейся» эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отра­жают социальную контрастность эпохи. Позиция автора про­является не в отдельных репликах или призывах, а в постро­ении общей «судьбы» двенадцати, в характере того пути, ко­торый проделывают они на страницах поэмы.
 
Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа — анти­теза псу-волку, как символу зла и старого мира, образ, воп­лотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он — воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют ге­рои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ «двенадцати», и воз­никающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчаю­щий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состо­ят из самых общих слов или риторических вопросов. При­зрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально про­тивоположных точек зрения — от приветствия новой револю­ционной России, «идущей державным шагом», до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов.
 
Трудно сказать, принял ли Блок революцию, что бы ни писали об этом многочисленные критики с партбилетом у сер­дца Важно другое — он принимал жизнь, приветствовал ее звоном щита.
 
Принимаю пустынные веси!
 И колодцы земных городов!
 Осветленный простор поднебесий
 И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
 На холодных и сжатых губах...
 
 
Кстати, у Блока даже в щит воина, готовящегося к битве, вместо нерукотворного Спаса вписан образ «светлой жены»:
 
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите
Твой лик нерукотворный
 Светел навсегда.
 
Но в лирике поэта его возлюбленная — жизнь — прини­мает и другие черты:
 
Перед этой враждующей встречей
 Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
 Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
 Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю
— Все равно: принимаю тебя![/sms]
09 апр 2008, 13:05
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.