Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение"«Он весь — дитя добра и света...» (Образ художника в лирике А.А. Блока)"

Сочинение"«Он весь — дитя добра и света...» (Образ художника в лирике А.А. Блока)"

Сочинение"«Он весь — дитя добра и света...» (Образ художника в лирике А.А. Блока)"Как-то в разговоре с Блоком Ахматова передала ему за­мечание молодого поэта Бенедикта Лившица, «что он, Блок, одним своим существованием мешает писать стихи». Блок не засмеялся, а ответил вполне серьезно: «Я понимаю это. Мне мешает писать Лев Толстой». В другой раз, на одном литера­турном вечере, где они выступали вдвоем, Ахматова сказала: «Александр Александрович, я не могу читать после вас». Он с упреком в ответ: «Анна Андреевна, мы не тенора». Сравне­ние это, надолго запечатлевшееся в памяти, было, может быть, подхвачено через много лет в стихотворении, где Блок пред­стает как «трагический тенор эпохи». Ахматова рассказывает дальще: «Блок посоветовал мне прочесть «Все мы бражники здесь». Я стала отказываться: «Когда я читаю «Я надела уз­кую юбку», смеются». Он ответил: «Когда я читаю: «И пьяни­цы с глазами кроликов» — тоже смеются».
 
[sms]Когда я думаю о Блоке,
 Когда тоскую по нему,
 То вспоминаю я не строки,
А мост, пролетку и Неву...
 
Наверное, эти стихи связываются с обликом неповторимо­го поэта России оттого, что он сумел с редкой художествен­ной силой и убедительностью выразить в своем творчестве и себя, и то время, в которое жил. Личное и общественное так тесно переплелись в его поэзии, что их невозможно отделить друг от друга.
 
 Гоголевская птица-тройка преображается у Блока в «степ­ную кобылицу» в цикле «На поле Куликовом».
 
И вечный бой!
Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
 Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
 И нет конца!
 Мелькают версты, кручи...
Остановись!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
 
Когда читаешь эти стихи, возникает ощущение, что бе­шеная, захлебывающаяся скачка, которую невозможно оста­новить, должна завершиться катастрофой. Россия неудер­жимо несется к своим страшным годам. Это прозрение Бло­ка особенно подчеркивается последними строками, кото­рые означают уже не только человеческий бунт, но и бунт неба.
 
У Блока много печальных, тревожных стихов. Он жил в такое время, когда невозможно было ограничиться «мягкой» лирикой, описаниями красот природы.и любовных страданий.
 
 Поэт спешил жить. И мечтал охватить своими стихами бук­вально все.
 
О, я хочу безумно жить,
Все сущее — увековечить,
 Безличное — вочеловечить,
 Несбывшееся — воплотить.
 
«Над городами стоит гул, в котором не разобраться и опыт­ному слуху, — писал Блок в своем известном докладе «Народ и интеллигенция», — такой гул, какой стоял над татар­ским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит ска­зание». После Октябрьской революции поэт снова вспомнил о «грозном и оглушительном гуле, который издает поток... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». К этому гулу он прислушивался, когда писал «Двенадцать»: «Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощу­щал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный...»
 
Пусть душит жизни сон тяжелый,
 Пусть задыхаюсь в этом сне...
 
«Блок ждал Командора, — записала Ахматова в своих дневниках. — Это ожидание — также признак людей, обре­ченных погибнуть вместе со старым миром и чувствующих приближение гибели». Конечно, тонко чувствующая поэтесса меньше всего дума­ла об идеологической концепции стихов Блока, о его личном отношении к переменам в России. Тут все и несколько проще, и несколько сложнее. Ведь настоящий художник — нерв эпо­хи, провод, по которому пропускает свой ток современность.
 
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
 Мы — дети страшных лет России
 — Забыть не в силах ничего.
 Испепеляющие годы!
 Безумья ль в вас, надежды ль весть?..
 
Любовь несовместима с жалостью, она же давала поэту твер­дую веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же «лес и поле, да плат узорный до бровей» — у России. Кровавый отсвет от дней войны и «дней свободы» не может затуманить ее «прекрасные черты».
 
Вообще-то поэт — всегда романтик. Особенно такой поэт, каким был Блок. Вечный поиск красоты, которому он посвя­тил всего себя, наложил отпечаток и на его творчество, на его художественное мастерство.
 
Скамья ладьи красна от крови
Моей растерзанной мечты,
 Но в каждом доме, в каждом крове
Ищу отважной красоты.
 
. Ю. Тынянов писал: «Блок — самая большая лирическая тема Блока. Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его окружает легенда, и не только теперь — она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока...»
 
Как здорово сказано: Блок — тема Блока! Тема самопоз­нания важна для истинного писателя; познав себя, человек познает вселенную. Образ художника всегда многопланов и всегда глубоко индивидуален.
 
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
 Он весь — дитя добра и света,
 Он весь — свободы торжество![/sms]
09 апр 2008, 11:43
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.