Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение"Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А. Бунин. «Темные аллеи»)"


Сочинение"Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А. Бунин. «Темные аллеи»)"

Сочинение"Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А. Бунин. «Темные аллеи»)"Любовные рассказы Бунина давно стали классикой жанра; в стерильные советские времена их неброская, но чрезвычай­но интенсивная эротика кружила голову многим юным осо­бам обоего пола. Между тем, если вдуматься, сюжетно и ком­позиционно бунинские рассказы на удивление однообразны. Он (изредка она), натолкнувшись на внезапное напоминание о прошлом, начинает бередить давно затянувшуюся рану, вос­станавливая в памяти все детали юношеской счастливой (не­счастной, несостоявшейся) влюбленности. Выныривая из омута воспоминаний, он (она) осознает, что жизнь не удалась. Вот, собственно, и все. Отступлений от этой схемы сравнительно немного.
 
[sms]Фольклористы давно знают, что сюжетов на свете в прин­ципе очень мало (но не верьте тому, кто будет называть вам точное их число). Еще ни один писатель не удостоился чести войти в историю мировой литературы благодаря одному лишь сюжетному мастерству и разнообразию. Бунину удавалось создать образ неожиданным сочетанием слов, умолчанием, намеком, передать атмосферу зыбкости, непрочности и обре­ченности чувства при помощи всей накопленной за несколько веков силы родного языка. Недаром так пристрастно и недо­брожелательно относился к его прозе Набоков: Бунин макси­мально приблизился к той делянке, на которую «русско-аме­риканский писатель» никого не хотел пускать.
 
Бунинский мир четко делится на мужской и женский. Муж­ской напитан обманом, неискренностью, лицемерием, корыс­тью, слабоволием и трусостью. Женский полон сильных чувств, страстей, преданности, естественности. Иначе говоря, «самая дурная девушка все-таки лучше всякого молодого человека». Сказано хотя и в шутку, но особенности бунинского восприя­тия описывает исчерпывающе. 
 
В «Темных аллеях» очень явно виден тот тип женщины, который больше всего привлекает писателя. Не внешне — тут как раз полный плюрализм: от худой, смуглой Руси до высо­кой, крупной, большерукой Катерины Николаевны — все кра­савицы. А по характеру: женщины у Бунина ироничны, лише­ны предрассудков, своевольны и в делах любовных всегда берут инициативу на себя.
 
Да видно, любовь такая материя, что ни в сильных жен­ских, ни в неумелых мужских руках не удерживается. Оттого каждый рассказ — это вопль о смерти любви, буквальной или метафорической (тут примеры приводить нет смысла — нет ни одного, который не подходил бы под это опреде­ление).
 
Впрочем, есть. В рассказе «Баллада» любовный сюжет мы слышим из уст странницы Машеньки. Феодальный флер (князь так дорожил правом первой ночи, что не хотел пожа­леть даже невесту сына) быстро сменяется эпической фанта­стикой (князь застреливает на скаку обеих пристяжных, а трой­ка продолжает ехать!), а затем перерастает в апокалиптичес­кое действо: за злодеем гонится «великий, небывалый волк», ни дать ни взять подземное чудовище из скандинавских ска­заний; зверь убивает князя, а умирающий князь раскаивается и велит поставить идол волка над своей гробницей. Только в сказке, рассказанной блаженной старушкой, основные про­тиворечия бунинского мира в гегелевском смысле «снимают­ся»: добрый молодец получает невесту неоскверненной, по­рок наказан, а злодей к тому же еще и раскаивается.
 
В том мире, который Бунин предлагает читателю в каче­стве реального, все происходит наоборот. Но не создает ли писатель искусственных преград на пути героев к счастью? Нет, дело в том, что люди сами не стремятся к борьбе. Они могут испытать счастье, но лишь на миг, а потом оно уходит, как вода в песок. Вот почему многие рассказы И.А. Бунина так трагичны. Подчас в одной короткой строчке писатель рас­крывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.
 
Рассказы цикла «Темные аллеи» — образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть ху­дожники слова. И.А. Бунин был одним из тех гениальных пи­сателей, кто ближе всех подошел к разгадке этой тайны.[/sms]
09 апр 2008, 11:28
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.