Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение"«Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» (Природа и человек в произведениях И.А. Бунина)"


Сочинение"«Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» (Природа и человек в произведениях И.А. Бунина)"

Сочинение"«Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» (Природа и человек в произведениях И.А. Бунина)"Любовь и смерть — постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы. Перед лицом любви и смерти стираются все соци­альные, классовые различия.
 
[sms]Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа Бу­нина, выявляя бессмысленность его жизненной философии, согласно которой он решает «приступить к жизни» в 58 лет. А до этого он был занят только обогащением. И теперь, ког­да, казалось бы, начали осуществляться мечты господина о праздной, беззаботной жизни, его настигает случайная, неле­пая смерть. Она приходит как возмездие господину за его увлеченность корыстными целями и сиюминутными удоволь­ствиями, неспосооность осмыслить мелочность своих стрем­лений перед лицом небытия.
 
Вторая важная тема творчества И. Бунина — природа. Это тонкий инструмент в руках писателя, она умеет «думать», «разговаривать», «грустить», «радоваться», «предупреждать»... Такое внимательное отношение к природе вызвано отчасти тем, что писатель «родом из деревни».
 
От зноя бледен небосклон,
Ни облачка в лазури жаркой;
 Весь мир как будто заключен
 В песчаный круг в пустыне яркой.
 
Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его про­шло в имении отца в Орловской губернии — в средней поло­се России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.
 
Он гордился тем, что происходит из старинного дворянс­кого рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди предков писателя — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А.С. Пушкина.
 
Мир детства Бунина ограничивался семьей, усадьбой, де­ревней. Он вспоминал: «Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии, печальной и своеобразной».
 
Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в восемнадцать, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начал добы­вать хлеб литературным трудом.
 
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
 А счастье всюду.
 Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
 И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако.Давно
 Слежу за ним...
 Мы мало видим, знаем,
 А счастье только знающим дано.
 
Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню, к крестьянскому труду про­никся уважением с детства и даже впитал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Закономерно, что дере­венская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нища­ют, разоряется, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность при­несла ему пользу — помогла глубоко понять натуру русского мужика.
 
И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики, используя реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремился к внешней занимательности или со­бытийно развивающимся сюжетам. В его рассказах присут­ствуют лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта. Сам же он вообще не признавал «деления художе­ственной литературы на стихи и прозу».
 
За Буниным в дореволюционной критике закрепилась ха­рактеристика «певца оскудения и запустения дворянских гнезд», усадебной печали, осеннего увядания. Правда, его «печальные элегии» современники посчитали запоздалыми, так как Бунин родился почти 10 лет спустя после отмены кре­постного права в 1861 году, а свое отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гон­чаров, И. Тургенев и многие другие русские поэты и писатели. Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализировал прошлое и стремился показать един­ство помещика и мужика, их причастность к родной земле, национальному укладу, традициям. Как объективный и прав­дивый художник, Бунин отражал те процессы, которые про­исходили в современной ему жизни, в канун первой русской революции 1905—1907 годов. В этом смысле заслуживают внимания рассказы «Золотое дно», «Сны» с их антипомещи­чьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике М. Горького «Знание» и получили высокую оценку А. Чехова.
 
Самым значительным произведением дооктябрьского пе-риода творчества Бунина стала повесть «Деревня» (1910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в. годы первой русской революции. Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, «кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни».
 
Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велась такая острая полемика, как о «Деревне». Передовая критика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения «в правдивом изображении быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродли­вых сторон». Вместе с тем нельзя не отметить, что Бунин не смог осмыслить происходящие события с позиций передовых идей своего времени.
 
Повесть потрясла Горького, который услышал в ней «скры­тый, заглушённый стон о родной земле, мучительный страх за нее». По его мнению, Бунин заставил «разбитое и расшатан­ное русское общество серьезно задуматься над строгим воп­росом — быть или не быть России?».
 
 Герои рассказов и повестей Бунина настойчиво ищут смысл жизни, ставят перед собой цели и достигают их. И нередко именно осуществленная цель выявляет свою нравственную несостоятельность, ибо не дает героям счастья и удовлетво­рения. Убедительно подтверждает это рассказ «Чаша жиз­ни», в котором читателю предлагаются разные варианты сча­стья. Герои, тридцать лет назад влюбленные в одну девуш­ку, упорно и настойчиво стремятся к избранным целям. Чи­новник Селехов, женившийся на Сане Диесперовой, стал богачом, прославившись на весь город своим ростовщиче­ством. Семинарист Иорданский дослужился до протоиерея, став самым значительным, уважаемым и влиятельным лицом города. Горизонтов тоже приобрел известность, хотя не об­ладал ни богатством, ни властью. Наделенный необыкновен­ными способностями и сверхъестественной памятью, он мог достичь многого, но выбрал скромный путь учителя, пройдя который «воротился на родину и стал сказкой города, пора­жая своей внешностью, своим аппетитом, своим железным постоянством в привычках, своим нечеловеческим спокой­ствием — своей философией». А философия эта была про­ста и заключалась в том, чтобы все силы употребить исклю­чительно на продление своей жизни. Для этого Горизонтову пришлось отказаться и от научной карьеры, и от общения с женщинами, ибо все это вредит здоровью, и строжайше осу­ществлять уход за своим огромным безобразным телом. То есть цель Мандриллы (так прозвали его в городе) — в дол­голетии и наслаждении им.
 
В чьих же руках оказывается драгоценная чаша жизни? Судьбы героев убеждают в том, что ни зоологическое суще­ствование, ни богатство, ни тщеславие не могут дать человеку подлинного счастья. Герои проходят мимо того, что составляет высшую ценность человеческого существования, — любви, ра­дости единения с природой, гармонии с окружающим миром.[/sms]
09 апр 2008, 11:25
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.