Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение"«И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...» (По произведениям И.А. Бунина)"


Сочинение"«И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...» (По произведениям И.А. Бунина)"

Сочинение"«И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...» (По произведениям И.А. Бунина)"Обратимся к «Чистому понедельнику», написанному 12 мая 1944 года, когда Иван Алексеевич Бунин находился в эмиграции. Именно там, за границей, уже в преклонном возрасте, он создал цикл «Темные аллеи», куда входит упомянутый рас­сказ. Все произведения этого сборника — о любви, следова­тельно, главная тема «Чистого понедельника» — любовь. Это можно подтвердить словами М. Рощина: «Темные аллеи» по­добны дневнику, столь они личны, в каждом «приключении» виден автор. Любовь прекраснее всего в первой, начальной ее стадии, достигнутое оборачивается печальным, бытовым, тленным — смерть настигает ее почти мгновенно, в самом расцвете, а при той концентрации жизни, которую удается создать Бунину, любовь вместе с жизнью доводится до кос­мической плотности».
 
[sms]Нельзя сказать просто о любви, нужно вдуматься в назва­ние глубже, понять, почему Бунин употребил именно эти сло­ва. В словаре чистый понедельник объясняется как первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масле­ницы. Эта трактовка также указывает на некое очищение. От заката до рассвета.
 
Любовные рассказы Бунина давно стали классикой жанра; в стерильные советские времена их неброская, но чрезвычай­но интенсивная эротика кружила голову многим юным осо­бам обоего пола. Между тем, если вдуматься, сюжетно и ком­позиционно бунинские рассказы на удивление однообразны. Он (изредка она), натолкнувшись на внезапное напоминание о прошлом, начинает бередить давно затянувшуюся рану, вос­станавливая в памяти все детали юношеской счастливой (не­счастной, несостоявшейся) влюбленности. Выныривая из омута воспоминаний, он (она) осознает, что жизнь не удалась. Вот, собственно, и все. Отступлений от этой схемы сравнительно немного.
 
Герои рассказа «Чистый понедельник» богаты, и между ними возникает любовь. Они отдыхают, посещают рестора­ны, театры, то есть приятно проводят время...
 
 В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означаю­щие темные оттенки. Заметим, что с первых строк И.А Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей. Но и в описании главной героини писатель также продолжает использовать черный цвет: «А у нее красота была какая-то индийская, пер­сидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех брови, черные, как бархатный уголь глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот отте­нен был темным пушком...»
 
Возможно, такое описание девушки указывает на ее гре­ховность. Черты ее внешности очень похожи на черты како­го-то дьявольского существа. Описание одежды сходно с ее чертами внешности в плане цветовой гаммы: «Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бар­хатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его наряднос­тью...» Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине как о существе загадочном, таинственном, дьявольском.
 
В статье Е.Ю. Полтавец и Н.В. Недзвицкого «Криптогра­фия любви. Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник» это предположение подтверждается: «Подчеркнутая детализация в описании комнат и наряда героини содержит мотивы маги­ческого действа: «черный дьявольский цвет платья и злове­щий угольный бархат глаз», «лоснящиеся косички» и «при­пудренные щеки» — намек на волшебную мазь ведьм, разда­ющиеся в квартире звуки сомнамбулически-блаженной «Лун­ной сонаты», аналога гипнотизирующей ведьму луны».
 
Также в рассказе автором используется лунный свет, зна­чение которого объясняется в этой же статье: «Лунный свет является знаком несчастной любви. Луна, освещающая влюб­ленных, предвещает им разлуку или даже смерть. Но в рас­сказе «Чистый понедельник» лунный свет, конечно, символи­зирует и дьявольский соблазн. Героиня принимает участие в шабаше, и это в чистый понедельник, день поста, покаяния и замаливания грехов! Поистине против Христа Спасителя!»
 
Не только о развлечениях думает героиня, мысль о Боге, о церкви проскальзывает в ее голове. Не зря Бунин упомина­ет о соборах Василия Блаженного и Спаса-на-Бору, Новоде­вичьем монастыре, храме Христа Спасителя, Марфо-Мариин-ской обители. Эта деталь в тексте указывает на нравственную Чистоту души, говоря этим о кульминации рассказа, то есть об уходе девушки в монастырь.
 
В тексте прослеживается метание героини между очище­нием и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щек: «Черный пушок над губой и розовый янтарь щек». Сначала кажется, что героиня только задумывается об уходе в монастырь, посещает рестораны, пьет, курит, но затем рез­ко меняет свои взгляды и неожиданно отправляется служить Богу. С монастырем связана духовная чистота, отречение от грешного мира, от мира жестокостей, безнравственности. Известно, что белый цвет символизирует чистоту. Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдает предпочте­ние именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души. В последнем абзаце слово «белый» упот­ребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. Так прослеживается движе­ние от «черного» к «белому» — от греха к чистоте.
 
Фольклористы давно знают, что сюжетов на свете в прин­ципе очень мало. Еще ни один писатель не удостоился чести войти в историю мировой литературы благодаря одному лишь сюжетному мастерству и разнообразию. Бунину удавалось создать образ неожиданным сочетанием слов, умолчанием, намеком, передать атмосферу зыбкости, непрочности и обре­ченности чувства при помощи всей накопленной за несколько веков силы родного языка. Недаром так пристрастно и недо­брожелательно относился к его прозе Набоков: Бунин макси­мально приблизился к той делянке, на которую автор «Весны в Фиальте» никого не хотел пускать.
 
Бунинский мир в «Темных аллеях» четко делится на муж­ской и женский. Мужской напитан обманом, неискренностью, лицемерием, корыстью, слабоволием и трусостью. Женский полон сильных чувств, страстей, преданности, естественнос­ти. Только в сказке основные противоречия бунинского мира в гегелевском смысле «снимаются»: добрый молодец получа­ет невесту неоскверненной, порок наказан, а злодей к тому же еще и раскаивается.
 
В том мире, который Бунин предлагает читателю в каче­стве реального, все происходит совершенно наоборот.[/sms]
09 апр 2008, 11:10
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.