Последние новости
08 дек 2016, 15:25
Синоптики обещают непогоду в Ростовской области сегодня, 8 декабря, и завтра, 9 декабря....
Поиск

» » » » Сочинение"«Недоумение счастья». (Тема любви в рассказах И.А. Бунина)"


Сочинение"«Недоумение счастья». (Тема любви в рассказах И.А. Бунина)"

Сочинение"«Недоумение счастья». (Тема любви в рассказах И.А. Бунина)"Проза И.А. Бунина считается синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антонов­ские яблоки»). Зачастую лирика заменяет сюжетную осно­ву, и в результате появляется рассказ-портрет («Лирник Ро­дион»).
 
[sms]Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых рас­ширено эпическое, романтическое начало — в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя («Чаша жизни»). Бунин — фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество его переклика­ется с концепцией модернистов о трагедийности человечес­кой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и приро­ды. Космический колорит произведений писателя, проникну-тость его образов голосами Вселенной сближают его творче­ство с буддистскими идеями. Произведения Бунина синтези­руют в себе все эти концепции.
 
Концепция любви у' Бунина трагедийна. Мгновения любви, по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только по­любив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требователь­ность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров нео­бычной трактовки темы любви служит рассказ «Сны Чанга», который написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувству­ет внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рас­сказе появляется образ «дальних работящих людей»(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья: во-первых, труд, что­бы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни; во-вторых, бесконечная любовь, которой вряд ли стоит по­свящать себя, так как всегда существует возможность изме­ны; в-третьих, путь вечной жажды, поиска, в котором, впро­чем (по Бунину) тоже нет счастья. 
 
Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная па­мять, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.
 
Любовь у Бунина чаще всего печальна, трагична. Человек не способен противостоять ей, перед ней бессильны доводы рассудка, ибо нет ничего подобного любви по силе и красоте. Удивительно точно определяет писатель любовь, сравнивая ее с солнечным ударом. Так назван рассказ о неожиданном, стре­мительном, «сумасшедшем» романе поручика со случайно встре­ченной на пароходе женщиной, которая не называет ни своего имени, ни адреса. Женщина уезжает, навсегда распростившись с поручиком, который сначала воспринимает эту историю как случайную, ни к чему не обязывающую интрижку, прелестное дорожное происшествие. Только со временем он начинает чув­ствовать «неразрешимую муку», испытывая ощущение тяже­лой утраты. Он пытается бороться со своим состоянием, совер­шает какие-то действия, прекрасно осознавая их нелепость и ненужность. Он готов умереть только для того, чтобы каким-то чудом вернуть ее, провести с ней еще один день.
 
В конце рассказа поручик, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет. В замечательном рассказе Бунина с огромной силой выражается неповтори­мость и красота любви, о которой человек часто не подозре­вает. Любовь — это солнечный удар, величайшее потрясение, способное в корне изменить жизнь человека, сделать его или самым счастливым, или самым несчастным.
 
Для творчества Бунина характерны интерес к обыкновен­ной жизни, умение раскрыть ее трагизм, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма, но его реализм отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для него важна природа, однако,  по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от не­умолимого времени, от смерти. Любимые герои Бунина наделены врожденным чувством красоты земли, неосознанным стремлением к гармонии с ок­ружающим миром и с собой. Таков умирающий Аверкий из рассказа «Худая трава». Всю жизнь отработав батраком, пе­режив много мук, горя и тревог, этот крестьянин не утратил доброты, способности воспринимать прелесть природы, ощу­щения высокого смысла бытия. Память постоянно возвраща­ет Аверкия в те «далекие сумерки на реке», когда ему сужде­но было встретиться «с той молодой, милой, которая равно­душно-жалостно смотрела на него теперь старческими глаза­ми». Короткий шутливый разговор с девушкой, исполненный для них глубокого смысла, не сумели стереть из памяти ни прожитие годы, ни перенесенные испытания.
 
Любовь — вот то самое прекрасное и светлое, что было у героя на протяжении его долгой многотрудной жизни. Но, думая об этом, Аверкий вспоминает и «мягкий сумрак в лугу»,  и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой едва виднеется девичий стан, удивительно гармонирующий с пре­лестью звездной ночи. Природа как бы участвует в жизни  героя, сопровождая его и в радости, и в горе. Далекие сумер­ки на реке в самом начале жизни сменяются осенней тоской, Ожиданием близкой смерти. Состоянию Аверкия близка кар- ч тина увядающей природы. «Умирая, высохли и погнили тра­вы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки Мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно».
 
В течение десяти лет (1939—1949) Бунин писал книгу «Тем­ные аллеи» — рассказы о любви, как он сам сказал, «о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Эта книга, по словам Бунина, «говорит о трагичном и о мно­гом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».
 
Бунин шел своим собственным путем, не примыкал ни к каким модным литературным течениям или группировкам, по его выражению, «не выкидывал никаких знамен» и не про­возглашал никаких лозунгов. Критика отмечала мощный язык Бунин, его искусство поднимать в мир поэзии «будничные явления жизни». «Низких» тем, недостойных внимания поэта, для него не было.
 
Незадолго до смерти в своих воспоминаниях Бунин писал: «Слишком поздно родился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить... 1905 год, потом первую мировую войну, вслед за ней 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлера... Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему...»
 
Ты мысль, ты сон.
 Сквозь дымную метель
 Бегут кресты — раскинутые руки.
Я слушаю задумчивую ель —
Певучий звон...
Все — только мысль и звуки!
 
 
То, что лежит в могиле, разве ты?
 Разлуками, печалью был отмечен
 Твой трудный путь.
Теперь их нет.
Кресты Хранят лишь прах.
Теперь ты мысль.
Ты вечен.[/sms]
09 апр 2008, 10:50
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.