Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение"«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького)"


Сочинение"«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького)"

Сочинение"«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького)"Анализировать творчество писателя вне его личности всегда немного скучно. Творец, воспринимая действительность, прелом­ляет ее в себя, превращая в нечто общественно-частное.
 
[sms]Получив возможность ознакомиться с теми произведения­ми и трудами великих русских писателей, которые были зап­рещены при советской власти, мы можем дополнить наше мнение об этих писателях новыми фактами из их жизни. Био­графии М. Шолохова, М. Горького или А.Толстого должны были выглядеть, по выражению И.В. Сталина, «бронзовыми, даже позолоченными». Именно поэтому из их биографий по­просту «вычеркивались» те события, которые шли вразрез с «линией партии». Следовательно, и все творчество «проле­тарских писателей» сознательно покрывалось идеологичес­кой «вуалью».
 
«Революция повергла его в полное моральное смятение, — писал о Горьком в «Московском дневнике» Ромен Роллан. — Первое время он ее не воспринимал. Его потрясла ее неизбеж­ная жестокость. У тех, кто видел его в те годы, создалось впе­чатление, что жизнь его разрушена и он агонизирует, рыдая. Ленин, любивший его, сам удалил его с поля битвы и развалин. На это время он бежал в Неаполь, в Италию, такую прекрасную и такую нежную, ставшую для него наркотиком, дурманом». 
 
В Горьком всегда жили как бы два человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих младших братьев по перу писать о сталинских лагерях и о труде зэков на строи­тельстве Беломорканала и канала «Москва — Волга» как о великом достижении новой власти, не замечая трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страш­ной деятельности XX века, лишающей человека естественных для него степеней личной, социальной, творческой свободы.
 
В то же время он — один из самых противоречивых писа­телей. Эта противоречивость его человеческой личности про­являлась и в творчестве. То, что было неприемлемо для Горь­кого как для частного человека, находило отражение в твор­честве Горького как писателя. Если как человек он мог оши­баться, то как писатель, пожалуй, никогда. Его герои, благодаря реализму его творчества, оказываются как бы наделенными собственной волей; как будто это бц|ди живые герои, они могли вести спор с автором — и побеждать в этом споре.
 
Яркий пример тому «Песня о Соколе». С самого начала видно, что Горький выражает симпатии Соколу, жаждущему свободы, света. Уж — воплощение обывательщины, бескры­лости, которая была противна романтику. Но ведь именно Уж говорит мудрые слова, недоступные Соколу: «Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство».
 
В этом стихе позиция автора определена, а униженный им персонаж способен на такое верное изречение, с которым бесполезно было бы и спорить. В этом-то противоречии и заключалось величие творца, громадность художественного дара дазала возможность входить в спор со своим создате­лем, что несомненно возвышало Горького над всеми писате­лями-творцами.
 
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II распорядил­ся аннулировать его избрание почетным академиком по раз­ряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Королен­ко вышли из Академии). В 1905-м вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции.
 
Октябрьская революция разочаровала Горького. В отличие от Блока он услышал в ней не «музыку», а страшный рев сто­миллионной крестьянской стихии, прорвавшейся через все со­циальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В серии статей «Несвоевременные мысли» он обви­нил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «зве­риным» и тем самым если не оправдал, то объяснил свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве».
 
Горький был поэтом не только «в душе». Многие его стихи, к сожалению, не были опубликованы. Вот отрывок одного из них:
 
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою.
В незатейливой песне моей
 Я пою о стремлении к свету,
 Отнеситесь по-дружески к ней
 И ко мне, самоучке-поэту.
 
Начав поэтическое творчество с юных лет и не оставляя его до преклонного возраста, Горький, однако, не остался навсегда только лишь поэтом. Поэзия и проза даже не урав­новесились в нем как равноправные силы. Сам себя он назы­вал «правоверным прозаиком», и всем очевидно, что основ­ной его подвиг в художественной литературе — это проза.
 
Та огромная правда жизни, которую Горький жадно соби­рал и носил в своем сознании, правда бытовая, психологичес­кая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического пове­ствования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом жизнеутверждающим, социалистическим.
 
Алексей Максимович посвятил себя служению Человеку, призывая всех окружающих обратить внимание на его про­блемы и на его нужды. Именно Горькому принадлежит фра­за: «Превосходная должность — быть на земле человеком». Только высоконравственный писатель может уделять внима­ние вечным проблемам — проблемам «правды и лжи», «вой­ны и мира», «отцов и детей». Недаром слова французского поэта, которые М. Горький вложил в уста Актера, как нельзя лучше характеризуют нашу действительность: «Господа? Если к правде святой мир дорогу найти не сможет, — честь безум­цу, который навеет Человечеству сон золотой!»[/sms]
09 апр 2008, 09:55
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.