Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение"«Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской драматургии. — М. Горький. «На дне»)"

Сочинение"«Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской драматургии. — М. Горький. «На дне»)"

Сочинение"«Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской драматургии. — М. Горький. «На дне»)"Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся ее исклю­чительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и беспра­вия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капи­талистического общества и страстным призывом к справедли­вой и спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность», — так определил идею пьесы К.С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
 
[sms]Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — грозный обвинительный акт против несправедливого обще­ственного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при ко­торых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существо­вание. Обитатели «дна» выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предос­тавлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физи­ческая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина само­стоятельно отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его даль­нейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мас­терскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказав­шиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они со­вершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного «дна».
 
Обратившись к изображению жизни городских низов, дра­матург затронул актуальную проблему современности: ка­ков выход из создавшегося положения, в чем спасение лю­дей «дна»? По признанию самого Горького, основной воп­рос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм уте­шительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочув­ствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сиби­ри. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алко­голиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
 
Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея воз­вышенного обмана, который позволяет человеку нести бремя «низких истин», встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он го­ворит: «...чего тебе правда больно нужна?.. Подумай-ка, прав­да-то, может, обух для тебя». Потом он рассуждает о «пра­ведной земле». Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую пред­видит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вмест'е с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все чер­ненькие, все прыгают».
 
Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И в этом Лука схож с КостЫлевым, философия тер­пения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... Одних она поддерживает, дру­гие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Гуманизм Луки ос­нован на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о сча­стье и его реальным безысходным положением. Этого разры­ва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на буду­щее. Остается один выход — самоубийство. Вместо счастли­вой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий­ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
 
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки — Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: «Ложь — рели­гия рабов и хозяев», «Правда — бог свободного человека». Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. «Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порож­денной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит ис­кать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заме­няют недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только чело­век, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит... гордо!»
 
Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострада­ние — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.[/sms]
09 апр 2008, 08:56
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.