Последние новости
04 дек 2016, 17:43
Девушка погибла в результате сильного наводнения в испанском городе Малага, сообщает...
Поиск



» » » » Сочинение"«Чайка» А.П. Чехова — новый этап творчества"


Сочинение"«Чайка» А.П. Чехова — новый этап творчества"

Сочинение"«Чайка» А.П. Чехова — новый этап творчества"«Чайка» — произведение для самого автора наиболее автобиог­рафическое, личное. В пьесе, написанной в маленьком мелиховском флигеле, Чехов, пожалуй, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию. Это пьеса и о людях искусства, о муках творчества, о беспокойных, мятущихся молодых художни­ках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем заво­еванные позиции. Это пьеса и о любви («много разговоров о литера­туре, мало действия, пять пудов любви»,— шутил Чехов), о неразде­ленном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустро­енности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, «общей идеи», цели существования, «оп­ределенного мировоззрения», без которого жизнь — «сплошная маета, ужас». На материале искусства Чехов говорил здесь обо всем человеческом существовании, постепенно расширяя круги художе­ственного исследования действительности.
 
[sms]Пьеса развивается как полифоническое, многоголосное произве­дение, в котором звучат разные мотивы, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равно­правно: нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы затем уйти в тень. Очевидно, поэтому невозможно, да вряд ли и нужно выделять главного героя «Чайки». Вопрос этот не бесспорный. Было время, когда героиней несомнен­но была Нина Заречная, позже героем стал Треплев. В каком-то спектакле вперед выдвигается образ Маши, в другом все собой зат­мевают Аркадина и Тригорин.
 
При всем том совершенно очевидно, что все симпатии Чехова на стороне молодого, ищущего поколения, тех, кто только входит в жизнь. Хотя и здесь он видит разные, несливающиеся пути. Молодая девушка, выросшая в старой дворянской усадьбе на берегу озера, Нина Заречная и недоучившийся студент в потрепанном пиджаке Константин Треплев — оба стремятся попасть в чудный мир искусст­ва. Они начинают вместе: девушка играет в пьесе, которую написал влюбленный в нее талантливый юноша. Пьеса странная, отвлеченная, в ней говорится об извечном конфликте духа и материи. «Нужны новые формы! — провозглашает Треплев. — Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно!» 
 
В вечернем саду наспех сколочена сцена. Может быть, здесь рож­дается новое произведение искусства... Но пьеса остается недоиг-ранной. Мать Треплева, знаменитая актриса Аркадина, демонстра­тивно не желает слушать «декадентский бред». Представление со­рвано. Так обнажается несовместимость двух миров, двух взглядов на жизнь и позиций в искусстве. «Вы, рутинеры, захватили первен­ство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а остальное вы гнетете и душите! — восстает Треп-лев против матери и преуспевающего писателя Тригорина. — Не при­знаю я вас! Не признаю ни тебя, ни его!»
 
В этом конфликте проступает кризисная ситуация в русском ис­кусстве и в жизни конца XIX века, когда «старое искусство разлади­лось, а новое еще не наладилось». Старый классический реализм, в котором «подражание природе» превратилось в самоцель («люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки»), выродился лишь в ловкое техническое ремесло. Искусство нового, грядущего века рож­дается в муках, и пути его еще не ясны. «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах» — эта программа Треплева звучит пока как туманная и претенциозная декларация. Он со своим талантом оттолкнулся от старого берега, но еще не пристал к новому. И жизнь без «определенного мировоззрения» превращается для молодого искателя в цель непрерывных мучений.
 
Потеря «общей идеи — бога Живого человека» разобщает лю­дей переходной эпохи. Контакты нарушаются, каждый существует сам по себе, в одиночку, не способен к пониманию другого. Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все нелюбимы, и все несчастны. Нина не может ни понять, ни полюбить Треплева, он, в свою очередь, не замечает преданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Тригорина, но тот бросает ее. Аркадина последним усилием воли удерживает Тригорина возле себя, но люб­ви между ними давно нет. Полина Андреевна постоянно страдает от равнодушия Дорна, учитель Медведенко — от черствости Маши... Неконтактность грозит обернуться не только равнодушием и чер­ствостью, но даже предательством.
 
Хотя пьеса эта названа «комедией» (вот еще одна загадка Чехо­ва-драматурга), в ней мало веселого. Вся она проникнута томлением духа, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, всеобщей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благо­получный человек — известный писатель Тригорин и тот тайно стра­дает от недовольства своей судьбой, своей профессией. Вдали от людей он будет молчаливо сидеть с удочками у реки, а потом вдруг прорвется в истинно чеховском монологе, и станет ясно, что даже этот человек тоже, в сущности, несчастлив и одинок.
 
Словом, печальную комедию написал Чехов — до боли, до кри­ка, до выстрела доходит здесь ощущение всеобщей неустроенности жизни. Почему же в таком случае пьеса названа «Чайкой»? И почему при чтении ее нас охватывает и покоряет особое чувство поэтичнос­ти всей ее атмосферы? Скорее всего потому, что Чехов извлекает поэзию из самой неустроенности жизни.
 
Символ Чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Не банальный «сюжет для небольшого рассказа» извлекал писатель из истории с подстрелен­ной чайкой, а эпически широкую тему горькой неудовлетворенности жизнью, пробуждающей тягу, томление, тоску о лучшем будущем. Только через страдания приходит Нина Заречная к мысли о том, что главное — «не слава, не блеск», не то, о чем она когда-то мечтала, а «умение терпеть». «Умей нести свой крест и веруй» — этот выстра­данный призыв к мужественному терпению открывает трагическому образу Чайки воздушную перспективу, полет в будущее, не замыкает ее исторически очерченным временем и пространством, ставит не точку, а многоточие в ее судьбе.[/sms]
07 апр 2008, 09:51
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.