Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение"Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"


Сочинение"Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"

Сочинение"Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"Тема отцов и детей, а также смены поколений является традици­онной для русской литературы: Тургенев — «Отцы и дети», Чехов — «Вишневый сад», Салтыков-Щедрин — «Господа Головлевы», Гон­чаров — «Обыкновенная история».
 
[sms]Л.Н. Толстой в этом смысле тоже не является исключением. В центре романа «Война и мир» три семьи: Курагины, Ростовы, Бол­конские. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все. лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, бла­городство души. Болконские — люди чрезвычайно деятельные. Каж­дый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего све­та. Старый князь Болконский, считающий, что на свете «есть только две добродетели — деятельность и ум», неутомимо старается сле­довать своему убеждению. Сам он, честный и образованный чело­век, хочет развить в дочери обе добродетели, давая ей уроки алгеб­ры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Он никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на стан­ке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он — ищущая и деятель­ная натура, занимается общественной работой со Сперанским, об­легчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.
 
Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Роди­не. Болконские — истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и интерес к жизни слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старый князь, уз­нав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этому всей душой. Мысль о покровительстве генерала Рамо «приво­дила княжну Марью в ужас, заставляя ее содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости». Она твер­дила себе: «Поскорее уехать! Ехать скорее!»
 
Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, кото­рое в нем развито очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность главнокомандующего, он был стар, но не счел себя вправе отказаться в такое время, и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.
 
 Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя. Описывая своих любимых героев, Толстой подчеркивал их близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконс­ких. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял кре­стьян. Он никогда не отказал бы «в нужде мужикам». Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, «ей странно было думать..., что могли богатые не помочь бедным». А князь Андрей на войне забо­тится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это «в полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Третье поколение Болконских — Николинька, сын Анд­рея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы рево­люционные взгляды Безухова, говорит себе: «Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»
 
Семья Ростовых также представлена в романе широко, всеобъ­емлюще. Например, курьезный и нелепый случай с медведем и квар­тальным вызывает у графа Ростова добродушный смех, у других — любопытство, а Марья Дмитриевна с материнской ноткой грозно журит бедного Пьера: «Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом са­жает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел». Ох, по­больше бы таких грозных наставлений Пьеру, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни.
 
Интересен и сам образ тетушки — графини Марьи Дмитриевны. Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, что французская речь в доме Ростовых звучит гораз­до реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, это отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед «никому не нужной тетушкой» Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.
 
Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с дви­жениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Тол­стой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бори­са, не обошел вниманием и будущего мужа Веры — Берга.
 
«Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно... голос у нее был приятный...» Вера слишком «умна» для этого семей­ства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга — именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику. «Спокойно и учтиво» размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не заме­чая ни насмешки, ни равнодушия окружающих. Вполне серьезно, со­всем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счет убитых на войне. «Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, — сказал Шиншин, трепля его по плечу». Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. В романе есть лица раздражающие, есть персонажи, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов — самый заду­шевный герой романа. Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и разговоры веселее. Студент Николай Ростов — невысо­кий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. Затем мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение, в котором он оказывается из-за поступка Телятина, удивляет даже бы­валых однополчан. Недаром седовласый штаб-ротмистр увещевает Ростова '«Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?» Молодой Ростов уверен, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. «Я виноват, кругом виноват!» — восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, свя­занного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.
 
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — одно из самых густонасе­ленных произведений, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед за Толстым мы проникаем в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.[/sms]
05 апр 2008, 15:01
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.