Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение"«Война и мир» — энциклопедия русской жизни"


Сочинение"«Война и мир» — энциклопедия русской жизни"

Сочинение"«Война и мир» — энциклопедия русской жизни"...и началась война, то есть совершилось
 противное человеческому разуму и всей
человеческой природе событие...
Л. Толстой
 
[sms]Когда Толстой приступил к работе над романом «Война и мир», все вопросы, личные и общественные, волновавшие писателя еще со времен Крымской кампании, встали теперь перед ним во весь  рост. Крестьянская реформа не устранила глубоких противоречий между помещиком и мужиком. «Великое благодеяние», обещанное  народу, вылилось в отчаяние и протест миллионов. «Проблема му жика» по-прежнему оставалась в литературе главной. Ее решение ; во многом зависело от тех коренных общественных преобразова­ний, которые ожидали Россию в будущем. Задача состояла в том, _ чтобы «внести в мир идею общественного устройства без позе-мельной собственности...», идею, которая, по мысли Толстого, имеет "I будущность, то есть возможность духовного единения людей на ^ основе равенства и братства.
 
Задуманное произведение Толстой представлял себе как на­поминание о том, что народ — огромная нравственная сила, которая подчиняет себе все здоровые силы общества. Писатель погру­жается в материал истории, чтобы найти в нем объяснение мно­гим явлениям своей современности. И когда взгляд Толстого ос­танавливается на эпохе 1812 года, «мысль народная» захватывает все существо его. Понадобилось «пять лет непрестанного и ис­ключительного труда при наилучших условиях жизни», чтобы ска­зать то, «что никто никогда не скажет». Писание «Войны и мира» вылилось в рождение еще неизвестного до того в литературе жан­ра — романа-эпопеи. По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров мировая литература не знает ничего равного. 
 
«Что такое «Война и мир»? — писал Толстой по поводу формы своего произведения. — Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выра­зить автор в той форме, в которой оно выразилось». А в беседе с Горьким сказал: «Без ложной скромности это как «Илиада».
 
Творческая история «Войны и мира» хранит на себе следы мно­гочисленных правок, исправлений, поисков того нужного слова, ко­торое как результат упорного труда венчает высокое мастерство и совершенство. Толстой бесчисленное количество раз начинал и бро­сал писать свой роман до тех пор, пока эпоха 1812 года не предста­ла перед ним в ясных и определенных образах и сама, как он гово­рит, не попросилась на бумагу.
 
В «Войне и мире» Толстой старался писать историю народа. Подлинным героем его произведения является русский народ, те Карпы и Власы, которые не везли в Москву продавать французам сено за большие деньги, а жгли его. Народный характер войны сказался не только в духовном единении народа и прогрессивных слоев русского общества, но и в стихийном росте партизанского движения, развернувшегося на захваченной врагом территории. Не считаясь с правилами военного искусства, партизаны наносили сокрушительные удары по французам. Увлекательно и интересно, с большим тактом и мастерством рисует Толстой партизанские рейды в тылу врага под командованием Дениса Давыдова, расска­зывает о дьячке, ставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, истребившей сотни французов. «Дубина народной войны,  пи­шет Толстой, — поднялась со всею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою просто­той, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
 
Судьбы народные переплетаются в романе с жизненными судь­бами отдельных героев. Это придает всей картине характер всеобщ­ности, эстетического многообразия, скрепленного единством автор­ской мысли. Жизнь русского общества в один из интереснейших периодов его истории предстала в изображении Толстого во всей ее полноте благодаря тому, что в романе своем он рисовал людей раз­личных общественных групп и сословий с позиций народных пред­ставлений о жизни. Писатель беспощаден ко всякого рода лжи, ли­цемерию, обману, общественному и семейному. И он клеймит это, когда создает типы чуждого ему круга людей — высших сановников, представителей царского двора, чиновников, штабных офицеров, использующих войну в корыстных целях. И наоборот, он полон вы­сокого воодушевления и оптимизма при изображении героев и геро­инь, близких его сердцу, — они «путеводители» мысли и чувства художника, воплощение его эстетических и нравственных правил. Такими предстают в романе Андрей и Пьер, Наташа Ростова и Мария Болконская, Кутузов и Багратион.
 
Рассматривая исторический процесс как движение самих народ­ных масс, Толстой огромное значение придает в этом движении вы­дающейся личности. Кутузов и Наполеон выступают в романе как две диаметральные противоположности, к которым стягиваются все нити повествования. Закон отталкивания и притяжения действует по отношению к этим противоположностям согласно их роли и месту в историческом процессе. Наполеон, в толковании Толстого, воплоще­ние зла, олицетворение буржуазной цивилизации Запада, ведущей к отчуждению личности от народа. Кутузов же — носитель народного чувства. Главное в нем — его глубокое понимание народных запро­сов, его духовная близость к народу. Эти качества характера Кутузо­ва позволили, говорит Толстой, выбрать его, против воли царя, в представители народной войны.
 
В сценах, рисующих Кутузова как гениального военного стратега и выдающегося государственного деятеля, Толстой остается верен исторической правде. Так, например, Бородинскую битву Кутузов расценил как победу русских, а сдачу Москвы — как преддверие окончательной гибели наполеоновской армии. Однако в своих фило­софских размышлениях о «границах свободы и зависимости» и тол­кованиях движущих сил истории Толстой высказывает суждения, про­тиворечащие его художественной истине.
 
В несоответствии с исторической истиной дается в романе трак­товка образа Платона Каратаева. Толстой любуется его незлобивос­тью, кротостью, его терпеливым отношением к жизни. Он весь оли­цетворение чего-то «доброго, круглого». В нем нет и тысячной доли того, что характеризует собой все русское крестьянство с его гро­мадной волей к победе и непременным участием во всех жизненно .важных процессах. Идеализация в Платоне Каратаеве черт непротив­ленчества открывает новый этап в мировоззренческой деятельности Толстого, этап постепенного перехода писателя на позиции патриар­хального крестьянства.
 
В «Войне и мире» Толстой стремился рассказать не только правду о душе человека, но и правду истории. И потому все про­тиворечия «личной мысли» писателя ни в какой мере не умаляют художественных достоинств романа, не снижают уровня повество­вания. Этим романом-эпопеей Толстой вошел в мировую литера­туру как автор величайшего из когда-либо написанных произве­дений.[/sms]
05 апр 2008, 14:46
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.