Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение"Роль повести «Казаки» в творчестве Л.Н. Толстого"


Сочинение"Роль повести «Казаки» в творчестве Л.Н. Толстого"

Сочинение"Роль повести «Казаки» в творчестве Л.Н. Толстого"Будущность России — казачество:
 свобода, равенство и обязательная
 военная служба каждого...
 Л. Толстой
 
Работая над «Казаками», Л.Н. Толстой записал в дневнике свои мысли о задачах искусства: «Дело искусства — отыскивать фокусы и выставлять их в очевидность. Фокусы эти, по старому разделению, — характеры людей; но фокусы эти могут быть характеры сцен, наро­дов, природы». «Характеры» народов и природы — эти стороны жизни чрезвычайно много значат в художественном повествовании «Казаков». Эпическое повествование о труде, веселье, войне каза­ков очень важно Толстому: таким образом раскрывается «характер народа».
 
[sms]Тургенев, считавший Оленина лишним лицом в «Казаках», был, конечно, не прав. Идейного конфликта повести не было бы без Оле­нина. Но тот факт, что в жизни казачьей станицы Оленин — лишнее лицо, что поэзия и правда этой жизни существуют и выражаются независимо от него, — несомненно. Не только для существования, но и для самосознания казачий мир не нуждается в Оленине. Этот мир прекрасен сам по себе и сам для себя.
 
Эпически величавое описание истории и быта гребенских каза­ков развертывается в первых главах повести вне какой-либо связи с историей жизни Оленина. Впоследствии — в столкновении казаков с абреками, в замечательных сценах виноградной резки и станичного праздника — Оленин выступает как сторонний, хотя и очень заинте­ресованный наблюдатель. Из уроков Ерошки познает он и жизнен­ную философию и мораль этого поразительного и такого привлека­тельного для него мира.
 
Но странное дело: читая письма Толстого с Кавказа, мы не на­ходим в них ни того восхищения станичной жизнью, ни того него­дования против оставленного в России светского общества, кото­рое содержится в письмах Оленина к приятелю. Все это пришло к Толстому позднее. «Казаки» вобрали в себя и опыт участника Се­вастопольской обороны, и стремление решить земельный вопрос, и любовь к яснополянской крестьянке Аксинье Базыкиной. После Крымской кампании, после знакомства с кругом «Современника» и поездок за границу Толстой шире понял свое прошлое, иначе обоб­щил его факты.
 
Работа над «Казаками» заканчивалась в те годы, когда жизнь русской деревни особенно близко занимала Толстого. Он снова ус­троил тогда в Ясной Поляне и в окрестных деревнях школы для крестьянских детей; как мировой посредник отстаивал интересы кре­стьян в реформе 1861 года; мечтал жениться на крестьянке и отка­заться от барского образа жизни.
 
Как и прежде, его волновал и тревожил вопрос: что же делать умному, чуткому и совестливому дворянину, если он недоволен сво­ей средой, если его влечет жизнь общая, народная, если он не хочет чувствовать себя виноватым за социальные и нравственные пороки окружающего мира?
 
Свое открытие этого мира Толстой переносит на страницы «Ка­заков», рисуя быт и нравы, характер целого народа, каким он сло­жился в своеобразных исторических условиях. Важно отметить, что в этой попытке пройти путь к народу совершенно отсутствуют рели­гиозные идеи, которые станут для Толстого столь существенными в дальнейшем.
 
Сам Толстой в дневнике записал: «Странно будет, ежели даром пройдет это мое обожание труда». В повести простая, близкая к природе трудовая жизнь казаков утверждается как социальный и нравственный идеал. Труд — необходимая и радостная основа на­родной жизни, но труд не на помещичьей, а на своей земле. Так решал Толстой самый злободневный вопрос той эпохи.
 
Позднее он развивал свою мысль о вольной земле и говорил, что на этой идее может быть основана русская революция. В статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» В.И. Ленин писал, что в творчестве Толстого отразилось крестьянское «стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье пра­вительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевла­дения, расчистить землю, создать на месте полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких кресть­ян». Никто сильнее Толстого не выразил в своем творчестве эту меч­ту русского мужика, и никто больше его не строил утопических тео­рий, особенно в поздние годы, о мирных путях ее достижения.
 
Что же представляют собой в этом смысле «Казаки»? Мечту или действительность? Идиллию или реальную картину?
 
 Очевидно, что патриархально-крестьянская идиллия живет лишь в воспоминаниях Ерошки. И при первом знакомстве с Олениным, и потом много раз он повторяет: «Прошло ты, мое времечко, не воро­тишься»; «Нынче уж и казаков таких нету. Глядеть скверно...»
 
На ранних стадиях работы у Толстого являлась мысль — Ерош-ку, в облике которого особенно ярко воплотился жизненный идеал казачьего мира, сделать товарищем и однолеткой Кирки (будущий Лукашка). В законченной повести Ерошка — воплощение доживаю­щей истории, живая легенда, чуждая новой станице. К нему относят­ся либо враждебно, либо насмешливо все, кроме Оленина и Лукаш-ки, племянника. Ерошка в свое время «прост» был, денег не считал; теперешний же типичный представитель казачьего общества хо­рунжий — оттягал сад у брата и ведет длинный политичный разго­вор с Олениным, чтобы выторговать лишнее за постой.
 
Свободная от крепостного права казачья община не избежала развития новых отношений с их властью чистогана и откровенной антигуманностью. Не случайно, что человеческий, гуманный взгляд представляет в повести именно старик Ерошка. Он любит и жалеет всех: и убитого в разграбленном ауле ребеночка, и джигита, застре­ленного Лукашкой, и раненого зверя, и бабочку, по глупости летя­щую на огонь, и Оленина, которого девки не любят. Но сам он нелю­бимый. «Нелюбимые мы с тобой, сироты!» — плача, говорит он Оле­нину.
 
Верный жизненной правде, писатель отказался от мысли рисо­вать в повести казачью идиллию. В лаконичных и точных художе­ственных зарисовках он представил конец казачьей станицы, рожде­ние в ней новых нравов, раскрыл трагедию ломки и уничтожения патриархального крестьянства. По мере работы над повестью старик Ерошка асе более становится критиком современности, утверждаю­щим свое отношение к миру — свободное, старокрестьянское. Гума­низм, человечность даны Ерошке как бы самой природой и долгим жизненным опытом. Оленин приобретает эти черты, борясь с самим собой и со своим прошлым.[/sms]
04 апр 2008, 18:17
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.