Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение"«Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал». Н.А. Добролюбов. (По одному из произведений русской литературы. — Л.Н. Толстой. «Война и мир»)"


Сочинение"«Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал». Н.А. Добролюбов. (По одному из произведений русской литературы. — Л.Н. Толстой. «Война и мир»)"

Сочинение"«Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал». Н.А. Добролюбов. (По одному из произведений русской литературы. — Л.Н. Толстой. «Война и мир»)"Л.Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страни­ца за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л.Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости.
 
[sms]«Люди как реки», «человек текуч» — вот что лежит в основе взглядов Л.Н. Толстого на человека. Одним из ценнейших свойств человека писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Л.Н. Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во мно­гом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повто­ряющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. Вооб­ще портрет героя у Л.Н. Толстого никогда не становится дотошным описанием внешности человека. Писатель стремится лишь выделить главное: глаза, руки, улыбку. То же касается и поведения человека. Одна деталь может сказать о человеке все. Красивые жесты Наполе­она — лучшее доказательство его несостоятельности как историчес­кого деятеля, ибо он не способен понять дух войска. И — напротив — Кутузов, который остается естественным в любой ситуации.
 
В отличие от нелюбимых, любимые герои Л.Н. Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они естествен­ны, постоянно находятся в движении, способны к самоусовершен­ствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенгра-бенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей вне­шности подчеркнута все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолеваю­щий свой страх, — герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.
 
Способность к самосовершенствованию показана автором на при­мере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непре­ходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве. Князь Анд­рей — в государственной службе. 
 
Л.Н. Толстой первым в русской литературе изобразил мгнове­ния изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Н.Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». А потому в его романе такое значительное место отводится внутрен­нему монологу героя. Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, но, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все ос­тальное — преходяще. Для-князя Андрея такими моментами ду­шевных перемен является Аустерлиц с его небом, болезнь сына с пологом над детской кроваткой под которым князю Андрею от­крывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смер­тью, когда «я» Андрея полностью растворяется в мире. Человек перед лицом вечного, в минуту, когда отпадает необходимость в любых условностях, — вот ситуации, в которых Толстой испытыва­ет своих героев.
 
Для Л.Н. Толстого вообще важно, как человек относится к дру­гим людям, насколько он способен отречься от себя, по-каратаев-ски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней. Не все способны преодолеть свое «я» (Элен, Анатоль Курагин), неко­торые существуют сугубо в рамках семьи (мать Ростовых), некото­рые умеют слиться с миром, людьми (Марья Болконская) и лишь немногие любимые герои Л.Н. Толстого способны раствориться в вечности, подняться до высочайших вершин вселенной. Хотя, впро­чем, «звездные минуты» бывают у многих героев романа, напри­мер, у Николая Ростова, Денисова, Марьи. Помогают в этом такие вечные человеческие ценности, как любовь, природа, искусство, а потому отношение героя к ним — одна из важнейших характерис­тик личности. Для писателя чрезвычайно важно, насколько развито в герое чувство семьи, а также что представляет собой семья ге-;роя, потому что каждый человек, кроме прочего, носитель фамиль­ных черт. Герои нелюбимые показаны в отрыве от семьи, лишенны-и чувства привязанности. Семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно, не несет в себе той «родовой поэзии», что свой­ственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно вспомнить нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, рев­ность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «шишки родительской любви» и что дети — «обуза его существования»). Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот смотрит на портрет сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает).
 
Любимые герои Л.Н. Толстого — плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям от­крывается их «собственное» небо, с которым связаны важные, по­рой эпохальные перемены в их душах.
 
Важным принципом психологического анализа у Толстого-писа­теля становится изображение снов героев. Так, сны Пьера, напри­мер, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского — сон «болконский», проблематичный. Разум и чувство — две важнейшие категории, определяющие сущность че­ловека. По Толстому, прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь мешает ощутить мировую гармонию. Сравним разум­ную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу. Любимым героям Толстого не хватает слов, но они умеют сказать о том, что происходит у них в душе, глазами, движениями. Кстати, речь героев также чрезвычайно важна. Сказанная по-фран­цузски фраза Жюли на обеде обращает на себя внимание как нечто неестественное, фальшивое.
 
Л.Н. Толстой показывает своих героев на примере их отношения к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприятия и глубину чувств. Вспом­ним о роли музыки в доме Ростовых, о пении Наташи, которое от­крывает многим героям романа глаза на высшие ценности. И срав­ним это с оперным спектаклем, который Наташа считает неестествен­ным и не может принять.
 
Л.Н. Толстой создает целую философскую систему, выражаю­щую его взгляды на человека, и умело подчиняет выражению своих мыслей художественную систему произведения. Вот, наверное, по­чему образы героев романа «Война и мир», так хорошо знакомые любому русскому человеку, являют огромный диапазон человечес­ких качеств, а само произведение — не только рассказ об одном из сложнейших моментов в истории России, но и глубокое проникнове­ние в души целого поколения русских людей.[/sms]
04 апр 2008, 17:54
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.