Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение"Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»"


Сочинение"Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»"

Сочинение"Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»"Противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Рас­кольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольнико-вой автор подчеркнул контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, все­дозволенностью других.
 
[sms]Главную задачу своего творчества Ф.М. Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за «уни­женных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя-гума­ниста. Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861 года не только не сгладила, но еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верил. Хозяевами положения стали закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опустилась до уровня нищеты.
 
Убийство старухи процентщицы — это вызов Раскольникова «силь­ным мира сего», желание доказать, что «не тварь он дрожащая», а «право имеет изменить этот порядок одним решительным действи­ем», «сломать что надо раз и навсегда, да и только». Справедливо и понятно желание Раскольникова наказать зло, восстать против наси­лия. Но разве может быть основано счастье многих людей на крови одного, пусть даже самого ничтожного существа? Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольнико­ва рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокой­но и хладнокровно убить старуху. Итог таков: любое насилие рожда­ет только насилие. Решаясь на убийство, Раскольников утверждает право «сильной личности» «на кровь по совести». Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его. Но что же застав­ляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, постро­енный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Проти­воречия между мыслями и поступками заводят героя в нравственный тупик.
 
«Я это должен был знать, — думал он с горькою усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться? Я обязан был заранее знать... Э! Да ведь я же заранее и знал!..» — прошептал он в отчаянии.
 
Главный герой «Преступления и наказания» уже понимает, что он отнюдь не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки». Раскольников чувствует, что его преступление — в от­личие от кровавых деяний Наполеона — стыдное, неэстетичное. По­зднее в романе «Бесы» Достоевский развил тему «некрасивого пре­ступления» — там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову в «Преступлении и наказании». Раскольников же пы­тается определить, где он сделал ошибку. «Старушонка — вздор! — думал он горячо и порывисто. — Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается».
 
В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский показал два пути, которые ожидают Раскольникова. Свидригайлов полностью отвергает морально-этические нормы, это болезнь, от которой ум­ный, но циничный герой страдает. Для Раскольникова же путь само­убийства неприемлем. Воскрешение Раскольникова происходит име­нем Христа, благодаря тому человеческому, что он сохранил и что он сделал в прошлом: содержал больного студента, спас из огня детей, помогал Мармеладовым.[/sms]
04 апр 2008, 11:51
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.