Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение"Мертвый дом Федора Достоевского"


Сочинение"Мертвый дом Федора Достоевского"

Сочинение"Мертвый дом Федора Достоевского"Идеи меняются, сердце остается одно.
Ф. Достоевский
 
[sms]«Записки из Мертвого дома», вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и его писатель­ский дар. Здесь вызревали зерна его будущих великих романов, здесь ключ к их образно-идейному миру. Здесь вполне явлен и новый угол зрения писателя на мир — его мироотношение.
 
Да, «Записки из Мертвого дома» не только потрясающие доку­ментально достоверные «очерки», но вместе с тем и прежде всего — одно из наиболее оригинальных, художественно совершенных тво­рений русской, да и мировой литературы. Они произвели огромное впечатление на современников. Во многих критических, отзывах о «Мертвом доме» имя Достоевского не раз соотносилось с дантоас-ким Вергилием, а его записки — с адом.
 
Каторга научила Достоевского не только терпению. «Человек, по­бывавший в аду», научился видеть, читать сокрытое от всего света, открывать за фактом истину. В отверженных мира сего прозревать гибель лучших людей, за клейменой личиной каторжника видеть мате­ринскую улыбку мужика Марея... Открывать в человеке — человека.
 
Художественный метод постижения и восстановления фактов реальной действительности воистину художественного образа мира был выстрадан писателем в опыте собственной судьбы, разделенной с судьбой русского народа. «В несчастьи яснеет истина», — скажет сам Достоевский. 
 
Не о Мертвом доме писал он в своих «Записках», а о том, что даже здесь не меркнет живая жизнь, которую не в силах умертвить никто и ничто, пока у человека остается хотя бы частица веры в возможность свободы. Именно идеал свободы связывает узников Мертвого дома с живой жизнью. Только она позволяет человеку ос­таваться человеком.
 
Идея необходимости свободы, как первого и главнейшего усло­вия живой жизни — духовного возрождения народа, — вот сокро­венная мысль автора «Мертвого дома», мысль, заключенная во всей идейно-образной ткани произведения. Каторга не только не сломи­ла и не разубедила Достоевского-мыслителя в правоте его прежних убеждений, но, напротив, еще более укрепила его дух и сознание в этой правоте, в ее святости
 
. Кроме того, «Записки из Мертвого дома» писались в обстановке назревания отмены крепостного права, либо снизу, либо сверху, как раз в канун реформы 1861 года.
 
Страна жила в ожидании перемен. Перемены участи ожидал и Достоевский. По докладу генерала Тотлебена, к которому солдат Достоевский обратился с личным письмом, Александр II наложил резолюцию о производстве его в прапорщики, что означало, по су­ществу, для бывшего политического преступника, каторжника воз­врат гражданских и дворянских прав. Новый царь поначалу демонст­ративно поддерживал либеральные веяния в стране. Впервые откры­то обсуждался вопрос об отмене крепостного права. Выходили но­вые журналы, расширились возможности для поступления молодежи в университеты. Во всех слоях общества произошел необычайный подъем настроений. Менялся не один Достоевский, менялась атмос­фера общественной жизни России.
 
И все-таки он не отрекся, не отказался от прежних убеждений. Сердцем он был все тот же, а в сердце у него всегда оставались Россия, народ, как «начало жизни, дух жизни, жизнь жизни». Не изменилась в принципе и сама идея первонеобходимости свободы народа. Она еще более окрепла, стала ведущей, определяющей мироотношение Достоевского-мыслителя. Произошло смещение акцен­тов внутри самой этой идеи. И эта сторона истории перерождения взглядов Достоевского требует понимания.[/sms]
04 апр 2008, 11:43
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.