Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение"«Корень злых дел — в дурных мыслях». Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литерауры. — Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)"


Сочинение"«Корень злых дел — в дурных мыслях». Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литерауры. — Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)"

Сочинение"«Корень злых дел — в дурных мыслях». Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литерауры. — Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)"Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман «Бедные люди», в котором молодой автор решительно встал на защиту «ма­ленького человека» — бедного чиновника, ведущего скудную, жал­кую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема ста­ла впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.
 
[sms]И в идеологическом романе «Преступление и наказание» она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова, орга­нически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают чита­теля в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из пере­улков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совер­шает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и де­тально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желты­ми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усилива­ется описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура за­мечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармо­нирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квар­тала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духо­та, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко про­является в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления соб­ственной жены, видеть голодных детей, знать, что дочь, чистая, честная девушка, живет по желтому билету. Переполненный стра­даниями Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме про­стого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная ис­поведь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.
 
Вообще именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной мно­гочисленными памятниками столице». Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взираю­щего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положе­ния обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявы­ми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы по­мочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалечен­ные, изломанные судьбы, причина которых — постоянная, безыс­ходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.
 
Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможно­сти в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой мора­ли. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или по­здно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью?.. К этому миру неприложимы общепринятые нравствен­ные законы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желто­му билету, ее семья умерла бы с голоду. Когда Раскольников в бесе­де с ней говорит о самоубийстве как о единственно достойном выхо­де, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А с ними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически уби­вает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чис­тоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оп­равдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожер­твованию.
 
Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за пре­успевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жиз­ни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и унижен­ным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых усло­виях.
 
Таким образом, тема униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что она порож­дена жестокостью окружающего мира и является своего рода бун­том против него. В этом же мире существуют и любовь, и сострада­ние, и желание помочь ближнему. И это наполняет писателя верой в возможность построения общества, в котором люди будут «изнемо­гать от любви друг к другу». Только любовь, а не насилие, — един­ственный возможный путь для достижения гуманного, справедливо­го общества. В этом, по-моему, смысл романа великого русского писателя.[/sms]
04 апр 2008, 11:38
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.