Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение"Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века. (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)"


Сочинение"Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века. (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)"

Сочинение"Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века. (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)"В романе «Преступление и наказание» мастерство в изображе­нии быта героев имеет огромное значение, потому что теория Рас­кольникова органически связана с теми жизненными условиями, ко­торые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает соб­ственную теорию и совершает убийство Родион Раскольников.
 
[sms]Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душ­ную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоми­нающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обо­ями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльско­го дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, оде­того в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и груст­ным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цехо­вые рабочие.
 
Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютить­ся в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовно­го одиночества в толпе. Люди разобщены и озлоблены, подозри­тельны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распи­вочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная дра­ма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Пере­полненный страданиями Мармеладов ничего не требует от слушате­лей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взвол­нованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любо­пытство, в котором явственно проступает презрение. 
 
Вообще именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной мно­гочисленными памятниками столице». Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взираю­щего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положе­ния обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявы­ми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы по­мочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалечен­ные, изломанные судьбы, причина которых — постоянная, безыс­ходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.
 
Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможно­сти в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой мора­ли. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или по­здно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложимы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в раз­говоре с ней упоминает о самоубийстве как о единственно достой­ном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А с ними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.
 
Сестра Родиона Раскольникова Дуня согласна выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознатель­но обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня,  вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Зна­чит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранять благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездолен­ным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в не­выносимых условиях.[/sms]
04 апр 2008, 11:33
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.