Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение"Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание"


Сочинение"Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание"

Сочинение"Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание"Основное содержание романа «Преступление и наказание» со­ставляет психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания.
 
[sms]Раскольников, убивший старуху процентщицу и ее сестру, — не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою фило­софскую концепцию, для проверки которой он и идет на чудовищ­ный эксперимент, на преступление. Углубленный психологический анализ душевного состояния преступника сочетается в романе с кри­тикой его теории.
 
Раскольников — отзывчивый, добрый по натуре человек, мучи­тельно воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умерше­го товарища, отдает последние деньги семье Мармеладова. Это ода­ренный и честный юноша, наделенный острым, пытливым умом. Вме­сте с тем он горд, необщителен, беспредельно одинок, быть может, прежде всего потому, что убежден в своей исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, питаться объедками, появляться на ули­це в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих.
 
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного чело­века родилась чудовищная теория преступления. Достоевский вни­мательно прослеживает зарождение этой теории. Упорно думая о причинах несправедливого устройства общества. Раскольников при­ходит к мысли, что человечество делится на два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчи­няться силе, и на людей необыкновенных (таких, например, как На­полеон), которые навязывают большинству свою волю, не останав­ливаясь, если потребуется, и перед преступлением. Таким людям «раз­решается кровь по совести», для них существуют особые критерии добра и зла.
 
Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или пра­во имею?» Он мучительно размышляет, к какому разряду людей принадлежит сам, и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь», а прирожденный «властелин судьбы». На воп­рос Сони — что же делать, чтобы спасти страдающих и обездолен­ных, Раскольников гордо отвечает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!» 
 
Еще Пушкин подметил черты нарождавшегося общественного типа — многочисленных «наполеонов», философия которых напо­минает теорию Раскольникова:
 
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
 Для нас орудие одно...
 
В романе Достоевского Наполеон упоминается не раз. Умный и наблюдательный Порфирий Петрович ехидно замечает: «Ну, полно­те, кто же у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»
 
Образ Наполеона в середине 60-х годов, в пору развития капита­лизма в России, приобретает особое значение. Именно в эти годы Толстой создает «Войну и мир», где так много места уделено обли­чению бонапартизма.
 
И в романе Достоевского звучит суровая критика буржуазного индивидуализма, идеи «сильной личности». Достоевский понял, какую опасность для общества представляет деление человече­ства на обыкновенных и необыкновенных людей, оправдание вла­сти избранных.
 
Но почему же Достоевский сделал приверженцем теории господ­ства над людьми не хищного приобретателя, не бессердечного влас­толюбца, а искреннего страдальца за униженное человечество? Дос­тоевскому важно показать, что если на путь насилия становится даже человек честный и добрый, измученный чужими страданиями, он неизбежно приносит только зло себе и другим.
 
Стремления Раскольникова гуманны: он мечтает избавить людей от невыносимых страданий. Но его идея об исконном, естественном («По закону природы») разделении людей на «тварь дрожащую» и «имеющих право» властвовать антигуманна, так как она может слу­жить оправданием беззакония и произвола. И недаром, убив ростов­щицу, чья жизнь, с его точки зрения, «не более как жизнь вши», Раскольников вынужден убить и смиренную, добрую Лизавету. Ав­тор показывает, как одно преступление неизбежно влечет за собой другое.
 
Конечно, Достоевский рассматривает идею насилия отвлеченно, в чисто нравственном плане. Художник не пытается разграничить насилие, совершаемое «избранной личностью», которая считает себя вправе властвовать над людьми, и революционное насилие, направ­ленное против всяческого угнетения. Следовательно, главную мысль Достоевского можно сформулировать так: не в том дело, как обо­сновать преступление, а в том, что недопустимо обосновывать его как бы то ни было.[/sms]
04 апр 2008, 11:22
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.