Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение"«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф.М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»)"


Сочинение"«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф.М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»)"

Сочинение"«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф.М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»)"Огромная покоряющая сила романа Н. Чернышевского «Что де­лать?» заключается в том, что он убеждал в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни, убеждал, что светлое социали­стическое будущее возможно и несомненно. Он отвечал на самый главный и живой вопрос эпохи: что делать людям, ненавидящим ста­рое, не желающим жить по-старому, стремящимся приблизить пре­красное историческое завтра своей родины и всего человечества?
 
[sms]Это была великодушная идея, и нет вины ее предвестников в том, что попытка построить социализм в России была неудачной. Воз­можно, если бы власть досталась людям с чистой совестью, все было бы иначе.
 
Тем не менее роман, написанный в темнице, прекрасен. Многое в нем поражало своей неожиданностью. Необыкновенен был его сю­жет. Под пером Чернышевского будничная, казалось бы, история освобождения из домашнего плена дочери мелкого петербургского чиновника вылилась в бурную, напряженную историю борьбы рус­ской женщины за свободу собственной личности, за гражданское равноправие. Вера Павловна поистине не слыханным и не виданным ранее путем достигает материальной независимости. Она руководит артельной швейной мастерской и здесь, в сложном ведении дел, вырабатывает характер деятельный, целеустремленный, инициатив­ный. Эта сюжетная линия переплетается с другой, показывающей осуществление новой женщиной еще более значительных жизнен­ных целей — духовной, нравственной и социальной независимости. В отношениях с Лопуховым и Кирсановым героиня обретает любовь и счастье в их подлинно человеческом высоком смысле. Наконец, в повествовании появляется третья сюжетная линия — рахметовская, которая, кажется, лишь внешним образом перекрещивается с двумя первыми. На самом же деле она не побочный эпизод, не «вставка» и не ответвление от главного сюжета, а самый настоящий его остов. «Особенный человек» появляется в напряженнейший момент пове­ствования, когда Вера Павловна трагически переживает мнимое са­моубийство Лопухова, казнит себя за любовь к Кирсанову и намере­вается круто переменить жизнь, расставшись с мастерской, в сущно­сти, «отступить», изменить идеалам. Умным, участливым советом Рахметов помогает Вере Павловне найти верную дорогу. Да и раз­вязка романа связывается с жизненной судьбой Рахметова.
 
Необыкновенна и композиция «Что делать?». До этого романа в русской литературе не было произведений столь сложно построен­ных. Роман начинается «вырванной» из середины сценкой — куль­минацией: самоубийством на мосту, таинственным исчезновением одного из основных действующих лиц произведения. Центральному же герою романа, вопреки литературной традиции, отведено в пове­ствовании скромное место, всего-навсего одна глава. А сверх того, повествование то и дело прерывается посторонними эпизодами, «те­оретическими» беседами, «снами». А.В. Луначарский, написавший в советское время лучшую работу о беллетристике Чернышевского, заметил: автор «Что делать?» употребил глубоко продуманные ком­позиционные приемы. Внутреннее построение романа «идет по четы­рем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны». Дей­ствительно, Розальских и Сторешниковых из первой главы сменяют Лопухов, Кирсанов, Рахметов (вторая, третья, пятая главы), появля­ются наиболее значительные символические образы в снах Веры Павловны (четвертая глава). А завершается повествование хорошо зашифрованным эпизодом, занявшим в романе одну неполную стра­ницу, без колебания названную автором главой, — «Перемена деко­раций». И не случайно здесь предсказывалась победа революции, ради чего и писался роман.
 
Наконец, необычна и сама жанровая форма «Что делать?». Это был тогда еще почти не известный русской литературе публицистичес­кий, общественно-философский роман. Особенность его в том, что «воспроизведение жизни» в контрастных картинах «грязного» дво­рянско-буржуазного мира и мира новых людей сопровождается в ро­мане открытым авторским «объяснением» того и другого. Это «объяс­нение» отнюдь не скучно-назидательно. Оно осуществляется тонко и разнообразно, особой нитью вплетаясь в повествовательную ткань романа. Объяснение — это и яркая публицистическая страница, пока­зывающая путем подробных хозяйственных подсчетов выгодность кол­лективного труда; это и сложный психологический анализ душевных переживаний и поступков героев, убеждающий в превосходстве новой морали над старой, домостроевской; это и беспрерывно ведущиеся язвительные споры автора с «рабами» рутины, особенно с «проница­тельным читателем» (собирательный тип реакционного обывателя), глупым, невежественным, самодовольным, назойливо берущимся рас­суждать и об искусстве, и о науке, и о морали, и о других вещах, в которых «ни бельмеса не смыслит»); это и философское обобщение событий и процессов вековой истории человечества, поражающее ши­ротой познаний и глубиной теоретической мысли.
 
В романе публицистически явственно произносится, говоря слова­ми эстетики Чернышевского, «приговор о явлениях жизни». Но от­нюдь не в виде «прокурорских» речей или каких-то карающих излия­ний. Этот приговор выносится картиной новых семейственно-бытовых отношений. Судит настоящее авторский социалистический идеал, в «отблесках сияния» которого еще уродливее выступает неразумность жизни, нравов и понятии собственнического обществами еще притяга­тельнее Рахметовы, посвящающие себя революционной борьбе.
 
В романе избранной Чернышевским жанровой формы, естествен­но, заметную сюжетно-композиционную роль играл образ повество­вателя, авторского Я. От главы к главе читатель все ближе и ближе узнает автора, его могучий ум, благородство и щедрость его души, его сердечное, непредвзятое понимание самых сложных побужде­ний человеческой личности, его иронию, его веру в лучшее будущее. Н.Г. Чернышевский задумал роман «Что делать?» как «учебник жиз­ни» и блестящим образом реализовал.этот замысел.[/sms]
04 апр 2008, 10:32
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.