Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение"Образ Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»"


Сочинение"Образ Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»"

Сочинение"Образ Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»"Подлинный герой эпохи, перед которым «преклоняется» автор, — это Рахметов, революционер с его «пламенной любовью к добру». Образ Рахметова и вся та чистая, возвышенная атмосфера уважения и признания, которой он окружен, с несомненностью свидетельству ют, что стержневая тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений «обыкновенных порядочных людей», а в про­славлении революционной энергии и подвига «особенного челове­ка», Рахметова. С образом Рахметова прежде всего соотнесено на­звание романа «Что делать?».
 
[sms]«Рахметов выведен, — говорит автор, — для исполнения глав­нейшего, самого коренного требования художественности». А оно состоит в том, чтобы читатель представлял себе предметы в «истин­ном их виде». Иначе говоря, читатель должен понять, что хотя Рах­метов по цензурным условиям и не является «вовсе никаким дей­ствующим лицом» в романе, но зато он главное действующее лицо в жизни. Это и есть та истина, та правда, которая составляет художе­ственную реалистическую силу романа. Мало Рахметовых, пишет Чер­нышевский, «но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине, от них ее сила и аромат, это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».
 
Показательно, что в «Записках» III отделения, содержащих оцен­ки журналов 60-х годов, это знаменитое место в романе цитирова­лось по «Современнику» полностью, слово в слово. Анонимный ав­тор «Записок» свидетельствовал о «восторженном» приеме, оказан­ном читателями роману «Что делать?». Он горько досадовал на то, что последователи Чернышевского, «нигилисты наши составили та­кую плотную и самовластную корпорацию, что действуют в литера­турном мире совершенно деспотически».
 
Никто еще до Чернышевского в русской да и мировой художе­ственной литературе не сказал таких поэтически проникновенных слое о революционере, о социалисте. В заключительной главе романа «Перемена декораций» высказана уверенность в близости револю­ционного переворота. Всем существом своим опальный автор «Что делать?» ждал революцию в России, приветствовал ее, прославлял ее деятелей.
 
Чутьем большого художника-реалиста и мыслителя Чернышевс­кий понял, что только рельефный образ с наибольшей полнотой выразит сущность русского революционера — тогда еще «экземпля­ра... редкой породы» — и окажет сильное воспитательное воздей­ствие на читателя. По терминологии автора «Что делать?», он рисо­вал Рахметовых «забавными».
 
«В них было много забавного, — писал Чернышевский, — все главное в них и было забавно, все то, почему они были людьми особой породы». Находившийся под судебным следствием Черны­шевский вынужден был часто прибегать к эзоповому языку, больше всего на тех страницах, где он писал о Рахметове. Слово «революци­онер» заменяется здесь понятиями «ригорист», «особенный чело­век», «высшая натура»; революционная деятельность — «дело», ре->волюционные убеждения и взгляды — «оригинальные принципы и в Материальной, и в нравственной, и в умственной жизни»; революци­онная пропаганда — «огненные речи Рахметова, конечно, не о Люб­ови»; царизм, помещичий строй — «обстоятельства», «старый поря-к», «то, что должно погибнуть»; социализм — «золотой век», овый порядок», «то, что должно жить», и т.д.
 
Искусными намеками автор давал понять, что его герой ведет революционную работу. Сообщив о том, что у Рахметова бездна всяких «дел, не касавшихся лично до него», Чернышевский заключа­ет рассказ словами, из которых становится ясно, каким опасным конспиративным занятиям предается его герой: «Но часто по не­скольку дней его не бывало дома. Тогда, вместо него, сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему ду­шой и телом и молчаливый, как могила».
 
В окружении этих и тому подобных намеков, раскрывающих по­литическое лицо Рахметова как революционера и социалиста, Чер­нышевский предельно заостренно, подчеркнуто выделяет главные стороны его характера, необычность жизненной биографии.
 
Рахметов — потомок древнейшей аристократической фамилии, сын богатого помещика-ультраконсерватора. Протестующие мысли стали бродить в юноше еще в доме отца-деспота, причинившего мно­го зла и горя матери, любимой девушке, крепостному люду. В сту­денческие годы Рахметов сошелся с Кирсановым, и «началось его перерождение в особенного человека».
 
Уже этой необыкновенной биографией Рахметова (здоровый ко­лос на крошечном клочке гнилого дворянского болота) заявлена могучая покоряющая сила новых революционных идей. При этом писатель не фантазировал, он знал, и знали его читатели, что рево­люционеры —выходцы из дворянской среды — явление в русской истории не исключительное (Радищев, декабристы, многие из петра­шевцев, Огарев, Герцен и т.д.).
 
Фигура Рахметова свидетельствовала, как далёко зашел процесс разложения внутри старого общества, внутри господствующего класса, если честные, здоровые люди отрекаются от него и примыкают к народу и революции. Рахметов закаляет себя физической работой, ведет самый суровый образ жизни, под стать простому народу. Больше того, Рахметов не со стороны наблюдает быт и жизнь народа. Герой Чернышевского сам работает пахарем, плотником, перевозчиком, бур­лаком. Рахметов гордится тем, что товарищи по лямке окрестили его Никитушкой Ломовым, славным и дорогим для простонародья име­нем волжского бурлака-богатыря. Так необычайно выпукло, заост­ренно представлен в романе демократизм революционера, принес­ший ему доверие, уважение и любовь простых людей.
 
Чтобы подчеркнуть глубокую преданность Рахметова революци­онному делу, Чернышевский сознательно преувеличивает спартанс­кие, аскетические начала в поведении своего героя. Натура кипучая, живая, страстная, Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий. «Мы требуем для людей полного наслаждения жиз­нью, — говорит он, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страс­тям, не для себя лично, а для человека вообще».
 
Свою готовность выдержать самые тяжелые испытания, любые страдания, даже пытки во имя революционных убеждений Рахметов проверяет тем, что однажды хладнокровно укладывается на войлок, утыканный гвоздями, и, окровавленный, проводит таким образом всю ночь. «Проба. Нужно... — говорит Рахметов, — на всякий случай нужно. Вижу, могу».
 
Рахметов суров, неразговорчив, «феноменально груб», «страш­но резок», а в сущности он деликатный, милый, веселый, нежный и добрый человек. Вредные «обстоятельства» не позволяют ему за­быть «свои тоскливые думы, свою жгучую скорбь», и он редко шу­тит, чаще выглядит «мрачным чудовищем». Честные люди не оскор­бляются его резкостью. Они любят его, верят ему. Писатель восхи­щается своим «забавным» героем.
 
В образе Рахметова запечатлены наиболее существенные сторо­ны характера зарождавшегося в России типа профессионального революционера, с его непреклонной волей к борьбе, высоким нрав­ственным благородством, безграничной преданностью народу и ро­дине. Ожесточенная общественная борьба вокруг «Что делать?», вокруг созданных Чернышевским образов «новых людей», злобные нападки врагов на автора революционного романа и искренняя при­знательность сторонников, союзников, в свою очередь, отчетливо выявляют политическое существо типа Рахметова.[/sms]
04 апр 2008, 10:23
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.