Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение"Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»)"

Сочинение"Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»)"

Сочинение"Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»)"Подлинный герой эпохи, перед которым «преклоняется» автор романа «Что делать?», — это Рахметов, революционер с его «пла­менной любовью к добру и свободе».
 
[sms]Образ Рахметова и вся та чистая, возвышенная атмосфера ува­жения и признания, которой он окружен, с несомненностью свиде­тельствуют, что стержневая тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений «обыкновенных порядочных людей», а в прославлении революционной энергии и подвига «особенного чело­века» — Рахметова. С образом Рахметова прежде всего соотнесено название романа «Что делать?».
 
«Рахметов выведен, — говорит автор, — для исполнения глав-. иейшего, самого коренного требования художественности». А оно состоит в том, чтобы читатель представлял себе предметы в «истин­ном их виде». Иначе говоря, читатель должен понять, что хотя Рах­метов, по цензурным условиям, и не является «вовсе никаким дей­ствующим лицом» в романе, но зато он главное действующее лицо в жизни. Это и есть та истина, та правда, которая составляет художе­ственную реалистическую силу романа. Мало Рахметовых, писал Чер­нышевский, «но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине, от них ее сила и аромат, это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли». 
 
Никто еще до Чернышевского в русской да и мировой художе­ственной литературе не сказал таких поэтически проникновенных слов о революционере, о социалисте. В заключительной главе романа, «Пе­ремена декораций», высказана уверенность в близости революцион­ного переворота. Всем существом своим опальный автор «Что делать?» ждал революцию в России, приветствовал ее, прославлял ее деятелей.
 
Чутьем большого художника-реалиста и мыслителя Чернышевс­кий понял, что только рельефный образ с наибольшей полнотой выразит сущность русского революционера — тогда еще «экземпля­ра... редкой породы» — и окажет сильное воспитательное воздей­ствие на читателя.
 
Рахметов — потомок древнейшей аристократической фамилии, сын богатого помещика-ультраконсерватора. Протестующие мысли стали бродить в голове юноши еще в доме отца-деспота, причинив­шего много зла и горя матери, любимой девушке, крепостному люду. В студенческие годы Рахметов сошелся с Кирсановым, и «началось его перерождение в особенного человека».
 
Уже этой необыкновенной биографией Рахметова (здоровый ко­лос на «крошечном клочке» гнилого дворянского болота) заявлена могучая покоряющая сила новых революционных идей. При этом писатель не фантазировал, он знал, и знали его читатели, что рево­люционеры — выходцы из дворянской среды — явление в русской истории не исключительное (Радищев, декабристы, многие из петра­шевцев, Огарев, Герцен и другие).
 
Чтобы подчеркнуть глубокую преданность Рахметова революци­онному делу, Чернышевский сознательно преувеличивает «спартанс­кие», аскетические начала в поведении своего героя. Натура кипу­чая, живая, страстная, Рахметов отказывается от любви, от жизнен­ных удовольствий. «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — говорит он, — мы должны своею жизнью свидетельство­вать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще».
 
Свою готовность выдержать самые тяжелые испытания, любые страдания, даже пытки во ими революционных убеждений Рахметов проверяет тем, что однажды хладнокровно укладывается на войлок, утыканный гвоздями, и, окровавленный, проводит таким образом всю ночь. «Проба. Нужно... — говорит Рахметов, — на всякий случай нужно. Вижу, могу».
 
В образе Рахметова запечатлены наиболее существенные сторо­ны характера зарождавшегося в России типа профессионального революционера, с его непреклонной волей к борьбе, высоким нрав­ственным благородством, безграничной преданностью народу и ро­дине. Ожесточенная общественная борьба вокруг «Что делать?» и созданных Чернышевским образов «новых людей», злобные напад­ки врагов на автора революционного романа и искренняя призна­тельность сторонников и союзников отчетливо выявляют политичес­кое существо типа Рахметова.
 
Рассмотрение этого романа не имеет целью пересмотреть соци­альные или политические ценности. Социализм, капитализм, комму­низм — не в этом суть. «Что делать?» — роман о поиске свободы для всего народа, а то, что автор видит путь лишь в социалистичес­ком строе, не суть важно. Литературная ценность произведения ве­лика, и «Что делать?» будит в нас лучшие стремления, как роман «Овод», хотя политическая подоплека его еще более далека от се­годняшних проблем.[/sms]
04 апр 2008, 10:06
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.