Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение"Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»"

Сочинение"Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»"

Сочинение"Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»"В центре великого произведения Н.А. Некрасова находится со­бирательный образ главного героя — народа. Перед нами возника­ют обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы.
 
[sms]Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.
 
 Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказ­ки построен ее «Пролог», из сказок заимствован зачин («В каком году — рассчитывай...»), встречаются и сказочные формулы:
 
Шли долго ли, коротко ли,
 Шли близко ли, далеко ли...
 
Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок.
 
 Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впер­вые ввел близкий к народному белый (нерифмованный) стих в эпо­пею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спо­койном эпическом рассказе.
 
Так создает Некрасов «стиль, отвечающий теме» — теме борьбы за народное счастье.
 
Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоре­чивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном де­лятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, при­надлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зерна протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним. Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая кате­гория крестьян — люди, безнадежно отравленные ядом крепостни­чества, превратившиеся в холопов.
 
 Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бун­тах, которые особенно усилились после реформы. Вот характерный рассказ:
 
Слыхал ли кто из вас,
Как бунтовалась вотчина
 Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревни Столбняки?..
 
В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о стра­хе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась! Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить на­родные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянс­кой революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и реши­тельные поступки свидетельствуют о революционной направленно­сти поэмы.
 
 В легенде «О двух великих грешниках» выражена идея револю­ционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа. Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя.
 
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделя­ется Яким Нагой. Он — защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые зреют в крестьянской массе. Яким — плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет — пор­трет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кров­ными узами. Выразительны и его фамилия-прозвище, и название де­ревни, где он живет — Босово.
 
Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима «пьяненьким», «убогйньким», но какой силой, ка­ким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за ос­корбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей:
 
У каждого крестьянина
Душа что туча черная —
 Гчевна, грозна, — и надо бы
Гоомам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
 
Здесь голос автора сливается с голосом крестьянина. Образ гро­зовой тучи — это образ революции, той бури, которую призывал поэт, восклицая:
 
Гоянь над пучиною моря,
 В поле, в лесу засвищи!..
 
Во многом похож на Якима Нагого Савелий — богатырь свято­русский. Роднит их протест против общественной несправедливос­ти, раздумья о судьбе крестьянина, любовь к родному народу-тру­женику. И вместе с тем Савелий — своеобразная, необычайно яр­кая фигура. Яким внешне тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь. За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, он провел двадцать лет на каторге, двадцать — на поселении и все не смирился. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий свято верит в богатырскую мощь народа, но видит с болью, что все силы народные уходят на бесконечное тер­пение.
 
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?
 Под розгами, под палками
 По мелочам ушла! — тоскует Савелий.
 
В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью по­мощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топо­ром надо добывать волю.
 
Но видя, как бесконечно долго сносит народ розги и цепи, Саве­лий и сам временами начинает проповедовать терпение, безропот­ную веру в мудрость Бога. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о без­надежности крестьянской судьбы... И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия:
 
Недотерпеть — пропасть,
 Перетерпеть — пропасть.
 
Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимо­феевны.
 
— Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!.. —
 
говорит многострадальная крестьянка. Не покорность судьбе, не «ту­пое терпенье», а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:
 
— По мне обиды смертные
Прошли неотплачённые...
 
В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смире­ния. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянки, од­нако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей мате­ри, в силу молитвы.
 
 И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дой­ти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед кото­рыми «крестьяне надрожалися». Несчастная мать говорит от лица всего народа:
 
— В груди у них нет душеньки,
 В глазах у них нет совести,
 На шее — нет креста!
 
Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:
 
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
 
Однако поэт не идеализировал народ, зная, что не все сердца устояли против растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с горечью и презрением.
 
Лакей Ипат из главы «Последыш» счастлив своим холопским зва­нием. Он и слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его «кня-зюшкой», а себя «рабом последним». Автор дает Ипату меткую и злую оценку: «холуй чувствительный».
 
Такого же раба встречаем мы и в главе «Счастливые». Это лакей князя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о сча­стье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина «любимым рабом», болел «благородною болезнью» — по­дагрой, лизал барские тарелки.
 
 Ненависть к холопству, к рабьему терпению — одна из характер­ных черт нравственного облика революционеров-демократов. Это чувство разделяет народ. В рассказе «Про холопа примерного — Якова верного» дворовый человек барона Синегузина выражает на­родную точку зрения:
 
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
 Чем тяжелей наказания,
 Тем им милей господа.
 
Однако история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Верный холоп господина Поливанова не выдер­жал издевательств и, хотя бы собственной смертью, отомстил бари­ну. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.
 
 Некрасов понимает, что именно калечит души людей. Если в сре­де народной встречаются холопы, безгласные рабы и предатели, то «всему виною крепь»: крепостное право развратило подневольных людей, наложило на них страшное клеймо рабства. [/sms]
04 апр 2008, 09:31
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.