Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение "Лирика и музыка романа «Дворянское гнездо»"


Сочинение "Лирика и музыка романа «Дворянское гнездо»"

Сочинение "Лирика и <noindex><a rel="nofollow" href="http://www.kalitva.ru" style="text-decoration:none; color:#5a5628">музыка</a></noindex> романа «Дворянское гнездо»"Психологизм романа «Дворянское гнездо» огромен и очень сво­еобразен. Тургенев не развертывает психологического анализа пере­живаний своих героев, как это делают его современники Достоевс­кий и Толстой. Он ограничивается самым необходимым, сосредото­чивая внимание читателя не на самом процессе переживаний, а на его внутренне же подготовленных результатах: нам ясно, как посте­пенно возникает в Лизе любовь к Лаврецкому. Тургенев заботливо отмечает отдельные этапы этого процесса в их внешнем проявлении, но о том, что делалось в душе Лизы, мы только догадываемся.
 
[sms]Не углубляясь в диалектику души своих героев, Тургенев тем не менее передает всю полноту их внутренней жизни. Этой полноты писатель достигает при помощи внутреннего монолога (у Лаврецкого) и тем, что скупое изображение каждого момента в переживаниях Лаврецкого и особенно Лизы дополняется полными значения наме­ками на то, что делается в их душах. Чувства героев романа, их настроения передаются иногда через паузы, иногда просто через взгляды, выражение лица или интонации голоса. В нарастающем сбли­жении Лизы и Лаврецкого Тургенев выделяет трагический мотив, как будто надвигалось что-то сложное, важное, жуткое. Это придает осо­бенную значительность изображению их чувств. «Лаврецкий посмот­рел на нее, она на него посмотрела — и обоим стало почти жутко». Образуется как бы внутреннее, невидимое, но все время ощущаемое читателем движение — развитие их любви друг к другу. Это ощуще­ние усиливается тем, что иногда Тургенев прибегает к лирическим комментариям, к восклицаниям и афоризмам, поясняющим, что про­исходит в душах его героев («что-то веселое и чудное», «что-то та­инственно приятное»). Тургенев — великий мастер в передаче ин­тимных переживаний человека. Никогда не употребляя резких ро­мантических красок, он достигает подлинно романтического настро­ения в поэтическом изображении тайн любви.
 
Тургенев часто использует недомолвки, показывая отношения Лизы и Лаврецкого. Их любовь почти молчалива. Оставаясь наедине в го­стиной, в саду, у пруда при встречах, Лаврецкий и Лиза мало разго­варивали друг с другом, молчаливо переживая то, что развивалось в их сердцах. Лирические умолчания часто сопровождаются лиричес­кими вопросами самого автора, подчеркивающими силу и глубину чувств его героев. «Да и к чему было говорить, о чем расспраши­вать? Она и так все понимала, она и так сочувствовала всему, чем переполнялось его сердце». Ощущение трагичности судьбы Лизы и Лаврецкого усиливается и неожиданно возникающими воспоминани­ями и образами прошедшего, деталями и предметами, связанными с дорогим прошлым. Так, все до мелочей вспоминается Лаврецкому при посещении им через восемь лет усадьбы, где он пережил корот­кое счастье, неожиданно сменившееся горечью и тоской. 
 
Там, где Тургенев обращается к отношениям Лаврецкого и Лизы, преобладающим тоном его повествования является элегический тон. Настроения Лаврецкого писатель часто передает такими определе­ниями: «печально становится на душе», ^грустно стало ему на серд­це», «грусть о ней была томительна и не легка». Даже радость пере­плетается в переживаниях Лаврецкого и Лизы с чувством горечи и с невеселыми думами: «Душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости и в горести»; «Сердце в Лаврецком дрогнуло от жалости и любви».
 
Картины природы в «Дворянском гнезде» получают значитель­ное развитие. По возвращении Лаврецкого в родные места «давно им невиданная русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время скорбные чувства». В произведении такого трагического звучания, как роман «Дворянское гнездо», картины пейзажа играют роль оркестровки основного лирико-трагического мотива. Смена свет­лых и темных красок природы попеременно происходит в романе, в соответствии с переменами в судьбе Лизы и Лаврецкого. В тихую и светлую летнюю ночь прозвучал их единственный поцелуй. Но в це­лом атмосфера романа проникнута настроением увядания, исполне­на поэзии заката.
 
Повторяющиеся обращения к прошлому, частые воспоминания, особенно печальные воспоминания Лаврецкого о днях его мимолет­ного счастья, усиливают в целом ощущение увядания, грустную кар­тину уходящей в прошлое жизни, впечатление заката «дворянских гнезд». Даже пейзаж «Дворянского гнезда» по преимуществу вечер­ний, закатный или ночной, освещенный лунным сиянием и мерцаю­щими звездами. Тургенев часто показывает и дорогу, убегающую вдаль, по которой едет Лаврецкий, возвращаясь/к себе домой. Увя­дающая осень и затем холод зимы разлучают героев. Холод увядаю­щей жизни не раз охватывает стареющего Лаврецкого. Но жизнь идет вперед. Прошло восемь лет. «Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны: опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело».
 
В изображении переживаний Лизы и Лаврецкого в момент за­рождения и развития их любви Тургенев часто использует мотив ти­шины, насыщая ею и окружающую их природу и vix настроения: «ночь была тиха и светла», «все было тихо кругом», Лиза «тихонько подо­шла к столу...», «была безмолвная, ласковая ночь», «красноватый высокий камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла не­подвижная вода, и разговор у них шел тихий». Так сливаются в одну «тихую» сюиту настроения людей и картины природы.
 
Но в это безмолвие вдруг врывается величественная симфония Лемма. Музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность произ­ведения. В романе звучит музыка Бетховена, Вебера, Доницетти, Штрауса, Алябьева. Музыку сочиняют сами герои, она отражает их душевное состояние в отдельные моменты, передает окружающую их бытовую атмосферу, дополняя красоту природы, усиливая ли­ризм и общий поэтический колорит романа.
 
Чудесно сливаются в романе Тургенева любовь, вдохновение, искусство, красота природы. Нужно перенестись в помещичью усадьбу, в крепостнические нравы того времени, чтобы понять и представить себе все высокое и возвышающее душу моральное и эстетическое значение для тогдашних читателей таких сцен и картин «Дворянско­го гнезда», как торжественно-страстная музыка Лемма, вдохновлен­ная не только его романтически идеальной любовью, но вдруг вспых­нувшим глубоким и чистым чувством Лизы. Лиризм Тургенева дости­гает здесь такой же высоты, такой же задушевности, какие присущи лирическим шедеврам Пушкина «На холмах Грузии», «Я вас любил» или стихотворению «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова.[/sms]
03 апр 2008, 17:13
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.