Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение "Светлая поэзия «Дворянского гнезда»"


Сочинение "Светлая поэзия «Дворянского гнезда»"

Сочинение "Светлая поэзия «Дворянского гнезда»"«Дворянское гнездо» — одно из самых замечательных художе­ственных созданий Тургенева. В этом романе очень сжатая компози­ция, действие протекает в краткие сроки — немногим более двух месяцев, — при большой композиционной строгости и стройности. Каждая сюжетная линия романа уходит в далекое прошлое и вычер­чивается весьма последовательно.
 
[sms]Действие в «Дворянском гнезде» развивается медленно, как бы соответствуя медленному течению жизни дворянской усадьбы. При этом четко мотивируется каждый сюжетный поворот, каждая ситуа­ция. Если в «Рудине», в силу двойственности отношения писателя к герою, кое-где ощутимы противоречивость и сбивчивость, то в «Дво­рянском гнезде» все поступки, симпатии и антипатии героев вытека­ют из их характеров, миросозерцания и обстоятельств их жизни. Развязка романа глубоко мотивирована характерами и воспитанием главных героев, а также сложившимися обстоятельствами их жизни.
 
О событиях романа, о драме любимых им героев Тургенев пове­ствует спокойно в том смысле, что он вполне объективен, видя свою задачу в анализе и верном воспроизведении жизни, не допуская ни­какого вмешательства в нее воли автора. Свою субъективность, свою душу Тургенев проявляет в том удивительном лиризме, который со­ставляет своеобразие художественной манеры писателя. В «Дворян­ском гнезде» лиризм разлит как воздух, как свет, особенно там, где появляются Лаврецкий и Лиза, окружая глубоким сочувствием пе­чальную историю их любви, проникая в картины природы. Иногда Тургенев прибегает к авторским лирическим отступлениям, углубля­ющим те или иные мотивы сюжета. В романе больше описаний, чем диалогов, и автор чаще говорит, что происходит с героями, чем по­казывает их в поступках, в действии. 
 
Тургенев ведет своих героев дорогой испытаний. Переходы Лав-рецкого от безнадежности к необычайному подъему, рожденному надеждой на счастье, и снова к безнадежности создают внутренний драматизм романа. Такие же перипетии испытала и Лиза, на мгнове­ние отдавшаяся мечте о счастье и тем сильнее затем почувствовав­шая себя виноватой. Вслед за рассказом о прошлом Лизы, заставля­ющим читателя от всей души пожелать ей счастья и радоваться ему, Лизу вдруг постигает страшный удар — приезжает жена Лаврецкого, и Лиза вспоминает, что она не имеет права на счастье, которое все же «было... так близко».
 
В воссоздании картин нравов и быта Тургенев показывает обста­новку, окружавшую героя, в соответствии с его характером, с внут­ренним миром. Так, светлая, чистая, белая комнатка Лизы со скром­ным горшком цветов гармонирует с ее обликом. Обаяние Лизы не во внешней, а во внутренней красоте: она полна нравственной чистоты и одухотворенности. Лаврецкого поразило при первом знакомстве с Лизой ее бледное, свежее лицо, глаза и губы, такие серьезные, и взгляд, чистый и невинный». Детали одежды Лизы — белое платье, белая лента. Во внешнем ее облике Тургенев выделяет «бледные руки»: «Ее плечи начали слегка вздрагивать, пальцы бледных рук крепче прижались к лицу», «дрожь ее рук становилась видимой», «Марфа Тимофеевна не могла нацеловаться этих бедных, бледных, бессильных рук». Весь образ Лизы становится как бы бесплотным, «прозрачным», по удачному выражению Салтыкова-Щедрина.
 
Всю жизнь Лизы Тургенев как бы переносит внутрь ее души. Внеш­не она всегда сдержанна, и только неуловимые, еле заметные дви­жения выдают ее волнение, передают ее чувства. Этим приемом Тур­генев усиливает впечатление особой эмоциональности, присущей Лизе, создает ощущение борьбы, которая происходит между обуревающи­ми ее чувствами и постоянным стремлением к сдержанности («все тело ее слегка затрепетало»), диктуемой нравственным сознанием. «Лиза подняла на него свои глаза. Ни горя, ни тревоги они не выра­ж3пи: они казались меньше и тусклей. Лицо ее было бледно; слегка раскрытые губы тоже побледнели». Но и Лиза не может скрыть сво­их страданий, резко изменяющих и внешний облик. «Внезапный пе­релом в ее судьбе потряс ее до основания; в два каких-нибудь часа ее лицо похудело», она стала «бледнеть и сохнуть».
 
Если в «Рудине» Тургенева главным образом привлекала сфера умственной жизни и духовного развития русского общества, то в «Дворянском гнезде», при всем внимании писателя к некоторым про­блемам начала 40-х годов, связанным с западничеством и славяно­фильством, его главный интерес сосредоточился на жизни души и сердца героев романа. Отсюда эмоциональный тон повествования, преобладание в нем лирического начала.[/sms]
03 апр 2008, 17:08
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.