Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение "Базаров и его мнимые единомышленники. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)"


Сочинение "Базаров и его мнимые единомышленники. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)"

Сочинение "Базаров и его мнимые единомышленники. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)"Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и главный его герой — разночинец-демократ Базаров явились, по определению самого ав­тора, «выражением новейшей современности».
 
[sms] Роман создавался во время подготовки и проведения крестьянс­кой реформы, в условиях обострения борьбы между двумя силами общества — либералами и революционными демократами. Столкно­вение этих двух сил и отразилось в произведении Тургенева.
 
Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами и демократами (отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории и т.д.), явились предметом горячих споров в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов XIX века, но и характерные особенности ее выражения.
 
Главный герой романа — разночинец-демократ, выступающий принципиальным противником всего дворянства, всех понятий дво­рянского общества, в особенности же либерального, романтичес­кого идеализма. Писателю казалось, что люди, отрицающие эти понятия, тем самым уж ничего не признают и заслуживают назва­ния «нигилистов». Но такое представление о мировоззрении де­мократов не помешало Тургеневу очень обстоятельно и вдумчиво осмыслить характер своего главного героя. Ему хотелось найти в нем нечто привлекательное, поэтому писатель подчеркнул трезвость, утилитарную направленность мышления и своеобразный скептицизм
 
Базарова — скептицизм практического деятеля, доверяющего только своему делу.
 
Изображая Базарова, Тургенев сделал легкий намек на какие-то революционные возможности, таившиеся в людях его типа: «от ко­пеечной свечки Москва сгорела», «нас не так мало, как вы думаете». Но никаких намеков на активную деятельность самого героя в рома­не все же нет.
 
Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике су­ществующего положения в стране. Он уверен, что либералы-обличи­тели «никуда не годятся», что аристократы — «дрянь», что реформа «едва ли пойдет нам впрок», что народ полон грубых суеверий, что русские мужики склонны к пьянству. Не видя созидательной силы ни в правительстве, ни в дворянстве, он не видит ее и в народной, кре­стьянской среде. Словом, у Базарова нет последовательной соци­ально-политической теории, явно выраженных идеалов. Он стремит­ся сокрушить твердыню дворянского идеализма с помощью утили­тарного, материалистического миропонимания, поэтому и не призна­ет никаких авторитетов, никаких принципов, принятых на веру. Он ни во что не верит, кроме практического опыта и научного эксперимен­та, поэтому он так спокоен, холоден, трезв, иногда даже циничен.
 
Материалистические взгляды Базарова выявляются в романе очень четко. Его материализм — естественно-научный, физиологический, экспериментальный, стремящийся по-своему объяснить даже то, что выходит далеко за пределы физиологии. Но материализм Базарова не кабинетный, не академический. Он имеет очень активную обще­ственную направленность: материалистические убеждения заставля­ют Базарова объявить себя заклятым врагом всей дворянской куль­туры и поборником культуры демократической. Именно здесь он выступает активным проповедником новой демократической идеоло­гии, которая опирается на естественно-научные знания. Смысл ее — идейное и моральное раскрепощение русского общества.
 
С едкой иронией Базаров разоблачает иллюзии дворянского об­щества. Он отрицает преклонение перед красотой природы и не хо­чет видеть в ней «храм», он не признает искусства как служения красоте и принижает гениальных художников и поэтов. Над роман­тической любовью, обожествляющей женщину, он прямо глумится. Но в своем отрицании Базаров не скептик, не «нигилист». Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные зна­ния и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек — «работник».
 
Видя в разночинце-демократе представителя чуждого себе мира, Тургенев тем не менее показал в нем такую трезвость и убежден­ность мысли, прямоту чувств, собранность воли, которые делали его необычайным явлением в изображаемой социальной среде.
 
Осуждая в романе утилитарные убеждения демократа и противо­поставляя им романтико-идеалистические убеждения либералов, Тур­генев все же не нашел среди них никого, кто мог бы уверенно и успешно переспорить «нигилиста», одержать над ним верх в идей­ных столкновениях. В семье Кирсановых Базаров сразу находит сво­их поклонников и идейных противников. Но это нестойкие поклонни­ки и слабые противники.
 
Старший из Кирсановых — по существу, неудачник и приживал. Тургеневым подчеркнута комичность его аристократических зама­шек и претензий. Но все же именно его писатель сделал главным противником Базарова в ссорах, а затем и на дуэли.
 
Николай Кирсанов также не в силах серьезно противостоять Ба­зарову. Он либеральный помещик, который завел на своей земле «ферму», хозяйство, основанное на вольном, наемном труде. Он требует агрономических улучшений, для этого учится и старается «стать в уровень с современными требованиями». Однако на деле Николай Петрович оказывается человеком недалеким. Самое боль­шее, чего от него можно ждать: ферма не прогорела и стала бы приносить доход. А в остальном ему вполне довольно Пушкина, ви­олончели и Фенички.
 
Таковы «отцы» в дворянстве 60-х годов, но и «дети» ни в чем не сильнее их. Молодого дворянина Аркадия автор изобразил робким учеником воинствующего разночинца-демократа, человеком столь же недалеким, как и его отец, способным променять свои передовые идеи на любовь к девушке и счастливое прозябание в кругу семьи. И к Аркадию Базаров относится снисходительно, иронически. Таким образом, среди дворян у Базарова нет ни достойных противников, ни настоящих единомышленников. Последние у него, несомненно, должны были быть среди разночинно-демократической молодежи. Автор, конечно, понимал такую возможность, но не счел нужным ее раскрыть в сюжете романа. Ему хотелось показать Базарова одиноч­кой. Ведь даже приезжая в провинциальный город, он не встречает людей своего уровня и круга. Здесь перед ним заискивают люди, извращающие передовые идеи эпохи, стремящиеся прикрыть свою духовную пустоту новейшими понятиями, модными словами. И База­ров с презрением отворачивается от них. Сопоставив Базарова с Ситниковым и Кукшиной, писатель оттенил этим всю значительность его характера, всю серьезность его идейных запросов. Но последую­щим развитием сюжета Тургенев попытался доказать несостоятель­ность материалистических взглядов своего героя. Испытанием его характера и его убеждений стали отношения с Одинцовой, благода­ря которым он должен был на собственном опыте убедиться в том, что существуют романтические чувства и что они бывают очень глу­боки и сильны.
 
Однако привести Базарова на любовное свидание могла героиня, непохожая на прежних героинь Тургенева, юных девушек с наивнос­тью и непосредственностью переживаний. Одинцову писатель изоб­разил как человека незаурядного, умного, пытливого и в то же вре­мя как женщину привлекательную, красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь «нигилиста», возбудить в его душе неведомые до этого чувства, поэтому так мучи­телен и трагичен для него отказ Анны Сергеевны. Кульминацией этой сюжетной линии является признание Базарова в любви. Но здесь нет авторской иронии, так как для Тургенева любовь всегда была прояв­лением высших качеств человека, критерием его нравственности, чести, добродетели. Базаров не только страдает от любовной неудачи, не только теряет былой оптимизм и уверенность, но и по-новому мыс­лит, по-новому относится к жизни. Он говорит Аркадию, что челове­ческая личность представляется ему теперь чем-то ничтожным в бес­конечном пространстве и времени. Базаров долго хандрит в доме родителей, затем легкомысленно любезничает с Феничкой и прини­мает вызов Павла Петровича на дуэль, нелепость которой сам хоро­шо понимает. Вскоре мрачный скептицизм, подавленность приводят к небрежности при вскрытии трупа, он получает заражение крови и умирает в расцвете сил, назвав себя перед смертью ненужным для России человеком.
 
Такой конец главного героя глубоко символичен. Писатель не связывал с людьми типа Базарова обновления России, однако как замечательный художник предвосхитил появление людей, способ­ных на великие дела и благородные поступки. На дуэли нравствен­ное превосходство Базарова над Кирсановым проявилось еще отчет­ливее, чем в их спорах. А свою случайную и нелепую смерть Базаров принял с такой стойкостью, на какую не были способны его идейные противники и которая превратила гибель героя в его апофеоз.[/sms]
03 апр 2008, 15:51
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.