Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение "Тематика и образы одного из рассказов И.С. Тургенева («Свидание»)"


Сочинение "Тематика и образы одного из рассказов И.С. Тургенева («Свидание»)"

Сочинение "Тематика и образы одного из рассказов И.С. Тургенева («Свидание»)"Рассказ «Свидание» относится к циклу заметок «Записки охот­ника», написанных в разное время, но объединенных тематикой, иде­ями, жанром, стилем и персонажем рассказчика.
 
[sms]В «Свидании» три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик. Образ Акулины составляет идейный и композиционный центр. Как виртуозный живописец, Тургенев в дета­лях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но и прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка си­дит, потупив голову и уронив руки на колени. Это поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности — далее это подтверждается текстом: лицо «просто и кротко... и полно недоумением перед собственной грус­тью». На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет «пастушки», но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ. Рассказчик не случайно вни­мательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И ко­нечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях ге­роини. Вначале глаза «быстро блеснули» — девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были «большие, светлые и пугливые, как у лани». С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: «она встре­пенулась», затем «выпрямилась и оробела; взор задрожал». По это­му описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боит­ся этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще боль­ше подтверждается, когда появляется Виктор: она «вспыхнула, ра­достно, счастливо улыбнулась — и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась». Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он стано­вится «почти молящим». И далее в отношении к Виктору проявляет­ся преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре «столько нежной преданности, благоговей­ной покорности и любви»... Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытает­ся сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности напол­няет каждое движение: «все ее тело судорожно волновалось». Под конец снова возникает образ лани: при появлении охотника «откуда взялись силы — она с слабым криком поднялась и исчезла за дере­вьями». Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело по лесу», затем «замелькала фигура мужчины». В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получилась бы безобразной. Это «избалованный камердинер моло­дого, богатого барина». В одежде и, вероятно, повадках он старает­ся копировать своего господина. Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ не­приятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукав­чики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внима­ние к некрасивым красным кривым пальцам. Глазки крошечные, мо-лочно-серые, вместо усов — отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются «почти у са­мых бровей»). Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном — «с претензией на вкус», однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкус­но. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор «нестерпимо ломается», то есть старается придать себе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далее. При расставании тоже происходит «ломание». Виктор несколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживает его. При всей на­пускной самоуверенности, вид слез приводит Виктора в смятение (ранее в тексте: «не плачь... я этого терпеть не могу»), и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне. Третье действующее лицо рассказа — охотник. В рассказе он является по­вествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей опи­сываемого, давая оценку и частично делая выводы. Достаточно ска­зать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страст­но увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое глав­ное, интересуется жизнью людей, которых встречает.
 
Авторитет суждений охотника является обязательным условием прочтения «Записок...». Это значит, что для верного понимания рас­сказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведения. Кроме того, охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, состав­ляющих еще одну побочную сюжетную линию.
 
Сюжет рассказа «Свидание» построен по классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог. Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться ве­ликолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии — встреча двух главных героев. По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация. Кульминационный момент — когда два персонажа не мо­гут долее находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается. Тургенев — при­знанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произве­дении описание природы перекликается с сюжетом как аллегория. Время года — осень — традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета — это конец взаимоот­ношений двух главных персонажей. Также и настроение осени — упадок, грусть, тревога — соответствует настроению описываемых в рассказе событий. Переменчивая погода — то дождик, то туча, то проблески солнца — словно повторяет игру настроений на лице глав­ной героини. Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование.
 
Теперь уже сквозь невеселую улыбку природы проглядывает унылый страх недалекой зимы — будущее не предвещает ничего хорошего Акулине. Ветер гонит по дороге опавшую листву — так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся. В этом же тоне легкой печали и ностальгии выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием. Один из важных элементов проблематики рассказа — противопоставление крестьян-земледель­цев и дворни. По убеждению повествователя, который является и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же — люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшие у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим. Подобная тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в «Свидании» на личном конфликте двух героев — крестьянки и дворового. Проблемы, зат­ронутые в произведении, во многом были актуальны лишь для про­шлого века. Современный человек при чтении этого рассказа погру­жается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется ко­лоритом природы, размышляете вечных вопросах взаимоотношений людей и узнает себя в характерах, описанных Тургеневым. [/sms]
03 апр 2008, 15:41
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.