Последние новости
09 дек 2016, 22:47
16 декабря в 10 часов прием граждан в общественной приемной губернатора РО В.Ю. Голубева...
Поиск

» » » » Сочинение "«Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством...» В.О. Ключевский. (По произведениям русской литературы. — А.А. Фет. Лирика)"


Сочинение "«Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством...» В.О. Ключевский. (По произведениям русской литературы. — А.А. Фет. Лирика)"

Сочинение "«Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством...» В.О. Ключевский. (По произведениям русской литературы. — А.А. Фет. Лирика)"А.А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэ­тическую эпоху, да, кстати, и сам никогда не стремился к славе. Но Фет-художник создал удивительный мир волшебной поэзии, поэзии, за которую его неоднократно упрекала русская критика, которая никак не могла найти а лирике поэта столь необходимые для нее общественные мотивы. Действительно, А. Фет демонстративно про­тивопоставлял себя своему времени, заявлял, что не обязан быть гражданином, жил вразрез с духом времени. А потому творчество А. Фета было заклеймено ярлыком «искусство ради искусства». И долгое время никто не желал видеть всю красоту его творчества, в котором отразились удивительно безнадежные взгляды поэта на жизнь, ибо на вопрос о настроении его души он всегда отвечал: «Пустыня!»
 
[sms]Еще в 1850 году А. Фет писал: «Идеальный мир мой разрушен давно...» Место этого мира заняла будничная жизнь. И чем больше поэт погружался в нее, тем сильнее он стремился выйти из-под ее власти в своих стихах. В последнем, самом лучшем, сборнике сти­хов А. Фета «Вечерние огни», где наиболее остро отразились про­тиворечия между Фетом-человеком и Фетом-поэтом, явственно зву­чит потребность вырваться на простор, напитанный воздухом по­эзии:
 
Без усилий
 С плеском крылий
 Залетать —
 В мир стремлений,
Преклонений
И молитв;
Радость чуя,
 Не хочу я
 Ваших битв.
 
Это стремление напоминает знаменитое высказывание А. Фета: «Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не ли­рик...» У А. Фета вообще много эпитетов «воздушный», «крыла­тый», глаголов «летать», «парить», «окрылиться». 
 
Уход от реального мира в мир, создаваемый с помощью искусст­ва, — характерная черта романтизма. Действительно, у Фета много общего с лириком Жуковским. Но есть и существенные различия. В идеальном лирическом мире Фета, в противоположность В. Жу­ковскому, нет ничего мистического, потустороннего. Извечным объек­том искусства, по мнению А. Фета, является красота, которая присуща самой действительности и оттого неизбывна. «Мир во всех частях своих равно прекрасен...» Ничему ужасному, жестокому, безобраз­ному нет доступа в мир фетовской лирики. Отчасти, возможно, в этом ее односторонность: «воспроизведение не предмета, а только его идеала».
 
Лиризм А. Фета звенит в унисон красоте. Но понятию «красота» А. Фет придает и философское значение. Поэзия ведь есть проник­новение в «самую сокровенную суть мира», чего не может, скажем, сделать наука. Художественное познание заключается в том, чтобы охватить предмет во всей его целостности, а из всех искусств наи­большие возможности для этого открывает поэзия.
 
Лирика А. Фета чрезвычайно подвижна. Все предметы поэт зас­тавляет «колебаться, дрожать, трепетать». Его поэзия полна запа­хов: природа и любовь насыщены «благоуханиями», «ароматами», «запахами трав», «благовонных ночей». Часто сливаются воедино зрение и слух: даль звенит, звуки песни становятся серебристым путем, голос певицы оборачивается месяцем, зарей, морем. Особое место в лирике А. Фета занимает музыка. В стихотворении «Сияла ночь...» песня олицетворяет образ любимой женщины. Музыка — это зарождающиеся чувства, получувства, тончайшие оттенки. Стихи А. Фета необычайно мелодичны, не случайно многие из них легли в основу романсов.
 
У А. Фета все, изображаемое им, неясно, смутно, неопределен­но. Ему не хватает слов, он сетует на неполноценность языка:
 
Как беден наш язык!
 Хочу и не могу...
 Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною...
 
А потому он любит противопоставлять «грубым» людским сло­вам язык цветов, «ясно говорящее» ночное безмолвие (стихотворе­ние «Благовонная ночь, благодатная ночь...»). Поэзия молчания — один из излюбленных приемов Фета — передает силу чувства гораз­до сильнее крика («Я тебе ничего не скажу...»). И при этом А. Фет достигает огромной музыкальности стиха:
 
Зреет рожь над жаркой нивой,
 И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
 
А. Фету часто указывали на грамматические ошибки, но иногда ему самому удается одержать победу над грамматикой: в стихотво­рении «Шепот, робкое дыханье...», к примеру, нет ни одного гла­гола.
 
Хотя мир Фета во всех своих проявлениях равно прекрасен, он все же сводится к трем основным составляющим: природе, любви, музыке, которые тесно связаны между собой, переплетены и обра­зуют единый художественный мир. Описание природы у А. Фета Приобретает романтическое звучание, а одно из свойств лиризма поэта — умение озвучить немую природу.
 
Основу большинства любовных стихотворений А. Фета составля­ет узнавание дорогого женского образа:
 
Только встречу улыбку твою,
 Или взгляд уловлю твой отрадный, —
Не тебе песнь любви я пою..,
 А твоей красоте ненаглядной!
 
Истинным предметом стихов А. Фета становится не то, что затро­нуло сердце в данную минуту, а те чувства влюбленности в красоту, которые вызываются при этом.
 
Мир Фета можно назвать миром «единства противоположнос­тей», гармоничного их слияния. Главным словом в лирике Афанасия Фета можно назвать слово «безумный». Но в этом-то безумстве, в этом слиянии музыки, природы и любви и есть высшее выражение поэзии мира, отражение земной красоты в зеркале искусства:
 
Я тебе ничего не скажу,
 Я тебя не встревожу ничуть.
 И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.[/sms]
03 апр 2008, 12:39
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.