Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение "Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А. Гончарова «Обломов»)"


Сочинение "Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А. Гончарова «Обломов»)"

Сочинение "Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А. Гончарова «Обломов»)"Сначала будет долгое и подробное описание ленивой жизни и ленивой обстановки. Потом, как свежий ветер, ворвется Штольц и попытается нечто изменить в этом сонном существовании своего друга. Анализировать вторую часть романа достаточно трудно, не сказав несколько слов о части первой и об общей его концепции. Интерес но, что первая часть заканчивается сном Обломова, который как бы итожит все это «ленивое» описание; и один из героев этого сна — детский друг Штольц. Герой проснется и обнаружит друга наяву, но это уже будет вторая часть, в которой нарушится привычный для Ильи ход времени.
 
[sms]Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его кварти­ры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особое внимание ав­тора уделено описанию халата Обломова, восточного, «без малей­шего намека на Европу», просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела. Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходи­мостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, на какое-то время он исчезает из поля зре­ния, чтобы затем новая хозяйка Обломовки, Агафья Матвеевна Пше-ницына обнаружила его в чулане и вернула к жизни. Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни, но она все равно врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяи­на съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в пись­мо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», — сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляются и пустой ще­голь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пен-кин, и нагловатый Земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.
 
Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, кото­рые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? На­верное, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своих заня­тиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, дея­тельной жизни, которые действительность предлагает герою вместо ле­жания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта всегда отрицательная. Обломова совершенно не привлекают ни свет­ские успехи, ни карьера, ни поверхностное литературное обличитель­нее Почему же он так упорно отвергает эти возможные пути? Может быть, потому, что не видит в них ничего, кроме пустой, ненужной суеты, он хочет чего-то более возвышенного и прекрасного, ради которого Стоит подняться с дивана. И действительно, когда думаешь об этом, то более привлекательной и честной кажется позиция Обломова. Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен им настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей "Ударно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою жизнь с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает му- ел,ьный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на него писатель дает в главе «Сон Обломова», которую называют «увертюрой всего рома­на». Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер. Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться. Труд здесь — привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания.
 
Крепостнический уклад России не только обрекает на нищенское и бесправное положение русский народ, но и калечит душу подрас­тающего дворянина, убивая в нем прекрасные задатки характера. В Обломове часто видят только губительное влияние крепостного рабства и барства. Но в нем есть очень много привлекательных ка­честв, порожденных той же патриархальной средой. Это его добро­та, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, чест­ность, широта души, стремление к чему-то высшему. Илюша Обло­мов воспитан на русских народных сказках и былинах, окруженный любовью и лаской. Он растет на лоне мягкой среднерусской приро­ды, которая сулит человеку покой и тишину. Поэтому ему органичес­ки чужды суета и расчетливость. Он ищет в жизни ума, воли, чувства. И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизнь Обломова, пробуждая его душу, вселяя надежду на счастье. Но если он любит искренне и нежно, то в чув­ствах Ольги явно преобладают расчет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благородную цель — пробудить к жизни спящую душу. Может быть, это чувствует Илья Ильич. Для него лю­бовь становится испытанием, которого он не выдерживает.
 
Но главным героем-антиподом Обломова является в романе его друг Андрей Штольц. Эта натура полностью противоположна лентяю и бездельнику Илье. Автор подробно знакомит нас с происхождени­ем, воспитанием, образованием и нынешней деятельностью этого героя. Казалось бы, он воплощает в себе лучшие человеческие каче­ства: трудолюбие, ум, энергию, честность, благородство, но критики разного времени не без основания отмечали схематичность его об­раза, неубедительность его идей и деятельности. Несмотря на все свои достоинства, Андрей Штольц воспринимается как удачливый энергичный делец, представитель нового буржуазного уклада, кото­рый приходит на смену патриархальным обломовым.
 
Конечно, этот исторический путь развития страны неизбежен. Именно штольцы ведут отсталую страну к цивилизации, в то время как обломовы лежат на диване. Но в разговоре с другом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников, куда его настойчиво пытается ввести Штольц. Он называет коммер­сантов мертвецами, спящими людьми, которые только имитируют ак­тивность, интерес, бурную деятельность, сквозь которую прогляды­вает безысходная скука.
 
Итак, что же такое обломовщина? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в соче­тании с добротой, любовью, поэтичностью. Кроме того, благополуч­ная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собой мо­дернизированный буржуазный вариант обломовщины. То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое оста­навливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.[/sms]
03 апр 2008, 10:37
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.