Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение "Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист»)"


Сочинение "Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист»)"

Сочинение "Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист»)"Когда-то В. Набоков говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы в этом никако­го связующего звена, то жить было бы слишком страшно и безна­дежно. Этим связующим звеном, возможно, и является в «Герое на­шего времени» игра судьбы с человеком.
 
 В главе «Фаталист» есть такой эпизод. Печорин в темноте натал­кивается на что-то толстое и мягкое, но при этом неживое. На доро­ге лежит свинья: ее разрубил шашкой пьяный казак, которого пре­следовали два других казака. Среди ночи к Печорину прибегают с известием о том, что казак зарубил Вулича, а потом заперся в пустой хате, и никому не удается выманить его оттуда. Среди собравшихся находится и мать убийцы.
 
[sms]Печорин готов испытать судьбу. Есаул отвлекает казака, а Печо­рин прыгает в окно дома. Раздается выстрел, промах, казак схвачен.
 
 «Я люблю сомневаться во всем; это расположение ума не меша­ет решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»
 
В этой сцене Печорин находит в себе силы бросить своего рода вызов судьбе. Правда, вызов этот делается с опорой на точный рас­чет: кинувшись в окно хаты, где заперся казак-убийца, Печорин чет­ко понимает, что его шансы увеличиваются и быстротой его дей­ствий, и тем, что убийцу отвлекает есаул.. Но расчет его основан и на предопределении: Печорину предсказали «смерть от злой жены», а тот, кому суждено быть повешенным — не утонет.
 
Странный замкнутый круг, фатальность событий и поступков. Тем не менее такая логика подтверждается сценой встречи Печорина с Верой в гроте: «Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?»
 
Здесь и сомнения, и странная уверенность, и когда встреча со­стоится, не последует удивления ни с одной стороны, а Вера даже скажет, «что была уверена, что встретит его здесь». Это не аргумент в пользу фатализма Печорина, а просто часть его жизненной фило­софии, где органично сливаются две противоречащие друг другу ус­тановки. Первая из них — «человек предполагает, а Бог располага­ет», вторая — «под лежачий камень вода не течет». Идет борьба с предопределением с помощью его самого.
 
 Это равновесие, впрочем, очень шаткое, и роман заканчивается не мимолетным, а все нарастающим ощущением большого вопроса, ответ на который здесь, в этой жизни, вряд ли найдется.
 
Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и нахо­дим в них близкое и нужное нам, детям XX и XXI веков. [/sms]
02 апр 2008, 18:02
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.