Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю. Лер¬монтова на примере одного произведения («Мцыри»)"

Сочинение "Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю. Лер¬монтова на примере одного произведения («Мцыри»)"

Сочинение "Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю. Лер¬монтова на примере одного произведения («Мцыри»)"Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обре­чены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий нич­тожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. «Любимый иде­ал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию, «боренью». Его «огнен­ной душе» близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героя­ми. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
 
[sms]...О, я, как брат,
 Обняться с бурей был бы рад!
 Глазами тучи я следил,
 Рукою молнию ловил...
 
Да, только могучий духом исполин может так естественно ощу­щать дружбу «меж бурным сердцем и грозой». Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необыч­ные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на уны­лое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стрем­ления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем жела­ние любой ценой «пройти в родимую страну».
 
Автор обращает основное внимание на мир внутренних пережи­ваний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказано в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чер­нецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и пережива­ния Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показаны через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскры­тия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли, поступки и опре­деляют сюжет поэмы.
 
Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти. картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
 
Пейзаж в поэме не только составляет романтические фон, кото­рый окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу при­влекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опас­ности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссу­шающий зной в горах.
 
Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершен­стве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно, эмоционально^оворит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты («сердитый вал», «горящая без­дна», «сонные цветы»). Эмоциональность образов природы усилива­ют и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. На­пример, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рас­сказе юноши о природе ощущаются любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изобра­жена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно, как яркий образ хищника вообще. Этот «пустыни вечный гость» на­делен «кровавым взором», «бешеным скачком». Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь чело­века, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающие­ся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являют­ся романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как под­линная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.
 
Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям «Думы». Белинский назвал Мцы­ри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает по­буждать к действию, к «боренью» все новые и новые поколения. [/sms]
02 апр 2008, 17:21
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.