Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение "Душевная широта героев Н.В. Гоголя"


Сочинение "Душевная широта героев Н.В. Гоголя"

Сочинение "Душевная широта героев Н.В. Гоголя"...Любо, больно на сердце; а душа как будто в раю.
 Гей, хлопцы! Гей, гуляй!..
Н. Гоголь
 
Черты героизма, свободолюбия, душевной широты, которые поз­же с такой могучей силой покажет Гоголь в героях повести «Тарас Бульба», проявились уже в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Осо­бенно ярко показано это свободолюбивое начало народной жизни в излюбленных Гоголем описаниях гопака, образно передающих удаль и могучий, как вихрь, дух запорожской вольности. В танце, как и в песне, сказалась для Гоголя душа народа. И не случайно герои его повестей в минуту душевного подъема, в своих радостных порывах так безудержно, весело, молодо, самозабвенно предаются танцу. Весело и задорно танцует перед зеркалом гопак хорошенькая Параска, раз­мечтавшись о своем Грицько, притопывая ногами «чем далее, все сме­лее; наконец левая рука ее опустилась и уперлась в бок, и она пошла танцевать, побрякивая подковами, держа перед собою зеркало...». Вошедший в хату Черевик, увидев пляску дочери, гордо подбоченив­шись, выступил вперед «и пустился вприсядку, позабыв про все дела свои». Общим безудержным весельем охвачены гости на свадьбе Па­раски, где «все неслось, все танцевало». Еще хмельнее, еще радост­нее описание свадебного танца в «Вечере накануне Ивана Купала».
 
[sms]Этому светлому миру народной жизни противостоят жестокие и алчные представители сельской верхушки — староста (голова), бо­гатеи-кулаки, которые притесняют и угнетают своих же односельчан. Староста Макогоненко в «Майской ночи» всем ненавистен тем, что самоуправно и несправедливо распоряжался в деревне, подвергал жестоким наказаниям «провинившихся», выставляя их на мороз и обливая холодной водой. Смешно, когда этот царский и помещичий прихвостень ставит себе в заслугу то, что ему довелось ехать на козлах кареты Екатерины II во время ее путешествия в Крым. Коры­столюбив и жаден богатый казак Чуб в «Ночи перед Рождеством» и отец Пидорки — кулак Корж, толкнувший Петруся на преступление («Вечер накануне Ивана Купала»). Все они наделены резко отрица­тельными чертами. Их темные проделки, их алчность и корыстолю­бие сурово осуждает и высмеивает Гоголь.
 
 Гоголь показал резкое различие между своими гордыми, велико­душными и мужественными героями — такими как Вакула, Левко, Грицко, Оксана, Пидорка — и представителями сельской «знати» — богатеями вроде головы в «Майской ночи» или Чуба в «Ночи перед Рождеством»; они ненавистны всей деревне, выступают как притесни­тели односельчан и по своим моральным качествам являются прямой противоположностью смелым и независимым положительным персо­нажам. И подобно тому, как в народных песнях и сказках правда всегда торжествует над кривдой, так и в повестях Гоголя хорошие и добрые люди побеждают злых и несправедливых.
 
В сатирических эпизодах «Вечеров...», в изображении комичес­ких типов и отрицательных персонажей отчетливо проглядывают черты социальной действительности, намечается реалистическая манера бу­дущих произведений Гоголя. Он создает такой типический портрет хапуги-чиновника в повести «Ночь перед Рождеством», что мы сразу догадываемся, что заседатель любил, чтобы его принимали не за полицейского чиновника, а за офицера-кавалериста. А «дьявольс­ки» сплетенная плеть, которой он имел обыкновение подгонять ям­щиков, весьма наглядно рисует повадки заседателя в его обращении с крестьянами.
 
 В этой же повести («Ночь перед Рождеством») Гоголь рисует придворные нравы, насмешливо описывая дворец Екатерины II. Внеш­нее великолепие придворной жизни противопоставлено простоте и скромному благородству чисто убранных, светлых и радостных ук­раинских хат. Мишурный блеск и пышность придворных порядков становятся особенно очевидными благодаря тому, что царский дво­рец показан в простосердечном восприятии кузнеца Вакулы, кото­рый наивно удивляется окружающей его роскоши и богатству.
 
 Изображая временщика, фаворита Екатерины II — всесильного Потемкина, Гоголь подчеркивает в нем самоуверенную важность, презрение к окружающим. Запорожцы, и среди них кузнец, видят лицемерие и унизительное поведение генералов, заискивающих пе­ред Потемкиным. С ядовитой иронией приводит Гоголь вопрос про­стодушного Вакулы. «Это царь?» — спросил кузнец одного из запо­рожцев. «Куда тебе царь! Это сам Потемкин», — отвечал тот.
 
 В противоположность заискивающим, униженно кланяющимся генералам и вельможам запорожцы ведут себя гордо и независимо. При всем внешнем почтении они говорят с царицей с той свободой и достоинством, которые обнаруживают прекрасное понимание ими всего окружающего.
 
 Насмешливо-добродушно, с лукавым юмором обрисован в «Сорочинской ярмарке» недалекий Солопий Черевик, которого водит за нос дородная супруга Хивря. Она ловко обманывает своего мужень­ка, любезничая с многоречивым, трусливым и обжорливым попови­чем. Яркими жизненными штрихами рисует Гоголь их характеры, подсмеивается над их слабостями, над глупостью одних и тщеслави­ем других, хотя его насмешка и лишена еще той сатирической силы, которая появится позднее, при разоблачении помещиков и чиновни­ков в «Миргороде», в «Ревизоре» и в «Мертвых душах». [/sms]
02 апр 2008, 16:05
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.