Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение "Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. (Н.В. Гоголь «Мертвые Души»)"


Сочинение "Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. (Н.В. Гоголь «Мертвые Души»)"

Сочинение "Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. (Н.В. Гоголь «Мертвые Души»)"Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Известно, что в произведениях Гоголя нет положитель­ных героев. Писатель искренне стремился создать таких персона­жей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. «Изобрази я картин­ных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность...» — писал Гоголь. Прошло много лет после его смерти, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца Чичиковы, Маниловы, Коро­бочки, Ноздревы, Хлестаковы. Но все же их стало меньше.
 
[sms]Герои поэмы «Мертвые души», созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам «знакомыми незнакомца­ми». Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Манилова и ему подобных ждать нельзя. Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее чинов­ничество России. Слово «маниловщина» стало нарицательным. Ма­нилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечта­ет, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться — они пьянствуют, разгильдяйничают. А ведь долг помещика — организо­вать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. «Маниловщина» больше самого Манилова. «Маниловщина», если ее рассматривать не только как общечелове­ческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю России. Провинциальный помещик Мани­лов подражал «первому помещику России» — Николаю Первому и его окружению. Гоголь изобразил «маниловщину» верхов через ее отражение в провинциальной среде. И до сих пор в нашей жизни мы часто встречаем людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая «Мертвые души», этот герой кажется нам «знакомым незнакомцем».
 
Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фанта­зиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой». Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие Коробочки тоже очень распространены. Эти люди пре­вратились в жестокосердных и жадных типов, стремящихся к нако­пительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему.
 
Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев — «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».
 

Собакевич в отличие от Манилова и Ноздрева связан с хозяйствен­ной деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоб­лачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепост­ного права. Интересы Собакевича ограниченны. Цель его жизни — это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?
 
Еще одним героем «Мертвых душ» является Плюшкин, как бы вен­чающий галерею губернских помещиков. «Прореха на человечестве» — так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтож­ность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение — но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличье. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам «знакомым незнакомцем».
 
 «Мертвые души» потрясли всю Россию», — отмечал Герцен. Кре­постники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведе­ния Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его труду пред­ставители правящих сословий, но он считал своим долгом перед Россией и народом «показать, хотя с одного боку, всю Русь».
 
 Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. Он выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя — новая в русской литературе. Гоголь по­казывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к лю­бой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юно­му Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копей­кой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений: Павел Иванович проявляет громадные усилия и неис­тощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентиру­ется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызы­вает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам «знакомым незнакомцем», ведь и сейчас жизненной философи­ей многих наших «предпринимателей» стал лозунг: «Зацепил — по­волок, сорвалось — не спрашивай». Многие считают: если «прямой дорогой не возьмешь», то «косой дорогой больше напрямик». Да и вообще все творчество Гоголя представляется как галерея «знако­мых незнакомцев». Вспомним Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве нельзя утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только при­знаться», — писал сам Гоголь.
 
Таким образом, в нашей реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персо­нажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, по ним вос­питывают. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, зано­во переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и по сей день. [/sms]
02 апр 2008, 15:27
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.