Последние новости
10 дек 2016, 19:10
Избранный президент США Дональд Трамп опроверг информацию о том, что он будет работать...
Поиск

» » » » Сочинение "Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)"


Сочинение "Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)"

Сочинение "Мастерство изображения мира человеческих чувств  в одном из произведений русской литературы  XIX века. (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)"Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма «Мертвые души» — одно из выдающихся произведений миро­вой литературы, по определению В.Г. Белинского, «творение, выхва­ченное из тайника народной жизни». В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора.
 
 В своем произведении писатель типизирует образы русских по­мещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выде
ляющийся из общей картины российской жизни, — это главный ге­рой поэмы. Раскрывая его образ, автор повествует о происхождении и формировании его характера. Чичиков — персонаж, история жиз­ни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы уз­наем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет ста­рательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое глав­ное, беречь и копить копейку. В отличие от пушкинского Гринева Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают до­стижению заветной цели. Вот почему Павлуша пробивает себе доро­гу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровитель­ство. Благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — ору­дия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.
 
[sms]Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — мелочно-настой­чив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «вели­кодушием». В чем же секрет? Может быть, главный герой — велико­лепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обма­нулся в Ноздреве и не смог сыграть любезную ему роль, разбудил скупую подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность гу­бернских дам. Обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине с самим собой. При осмот­ре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина. С Ма­ниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что главный герой похож на Собакевича: «...ника­кого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». А зна­менитый ларчик! Все в нем разложено с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Натальи Петровны. В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидом­ство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые со­ставляют основы их характеров. Чичиков отличается от своих двой­ников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобрета­тель, и обладает всеми необходимыми качествами: «...и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна «блистающая радость» жизни. Этот герой усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавля­ется от жизни человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. Правда, Гоголь замечает, что в Чичикове нет тупого автоматизма Плюшкина: «В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, — ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах... Чтобы, наконец, потом, со временем, вкусить непремен­но все это, вот для чего береглась копейка...» «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения по­ставленной цели.
 
 Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слиш­ком тонок», «человек средних лет» — все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Как ни странно, но это — единственный персо­наж, способный на проявление движений души. «Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», — говорит автор, наблю­дая, как его герой останавливается, «будто оглушенный ударом», перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а «человеческое» движение души стало причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие — самые опасные.
 
В финале поэмы автор намечает некоторые перспективы духов­ного возрождения главного героя. Преодоление зла заключается, по мнению писателя, не в социальном переустройстве, а в неисчерпае­мом потенциале русского народа. К сожалению, второй том «Мерт­вых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому читатель не смог увидеть, как Гоголь приводит Чичикова через житейскую грязь к нравственному возрождению. [/sms]
02 апр 2008, 15:17
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.