Последние новости
06 дек 2016, 22:35
Сегодня, 6 декабря 2016 года, в районе между деревней Богословка и посёлком Черёмушки в...
Поиск

» » » » Сочинение "Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В. Гоголь. «Портрет»)"


Сочинение "Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В. Гоголь. «Портрет»)"

Сочинение "Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В. Гоголь. «Портрет»)"Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г. Бе­линский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его та­лант падает, но он и в самом падении остается талантом».
 
 Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рас­сказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев — художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополу­чия и очистить душу высоким служением искусству?
 
[sms]Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность спле­тены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
 
 Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафа­эля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него способности ви­деть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он от­вергает художников, у которых «самая природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по при­знанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете. Но как только деньги, чудом вы­павшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассе­янную светскую жизнь и наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Своим успехом Чар­тков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который вы­ходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произ­ведение таланта — рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеаль­ном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, при­дав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изме­нил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», — говорит отец сыну во второй части повести. И это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что худож­ник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализо­ванный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, ста­новится разрушительным для личности.
 
Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, переста­ет ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а .закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живопис­ца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенство­вавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дал обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Но потрясение, испытанное Чартковым, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
 
 Что было причиной этих страшных превращений: слабость че­ловека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ро­стовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Го­голь двойственно ответил на этот вопрос. Реальное объяснение судь­бы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводя­щий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести ре­чевой рамой портрета.
 
 Пушкин в «Пиковой даме» по существу опровергает мистическое истолкование событий. Повесть, написанная Гоголем в год появле­ния и всеобщего успеха «Пиковой дамы», является ответом и возра­жением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой си­лой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав порт­рет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.
 
Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщи­ка, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может пи­сать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, пред­назначенной для храма, «нет. святости в лицах».
 
Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который вос­произвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую... точно как буд­то бы хотел зарезать кого-то». Характерно стилистически это соче­тание: «точно как будто бы...» Разумеется, «точно» употреблено в смысле «как», чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание «точно» и «как будто бы» передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и призрачности, фан­тастического смысла событий.
 
Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убежде­ний, подвержены злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В оконча­тельном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять по­шло бродить по свету. [/sms]
02 апр 2008, 14:16
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.