Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение "Тип «делового» человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя"


Сочинение "Тип «делового» человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя"

Сочинение "Тип «делового» человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя"Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конф­ликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюби­вого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А. Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление обще­ственного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений.
 
Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П.А. Катенину с предельной ясностью раскрыл содержание и идей­ный смысл драматической коллизии, положенной в основу «Горя от ума»: «...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
 
[sms]Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противоречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, кото­рая носит характер политического доноса, — его, объявляют во все­услышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на «законный» государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безу­мии Чацкого. «Сначала он весел, и это порок». «Шутить и век шу­тить, как вас на это станет!» Он слегка перебирает странности пре­жних знакомых, что же делать, коли, нет в них благороднейшей за­метной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!» Не тер­пит подлости: «Ах! Боже мой, он карбонарий». Кто-то со злости выдумал о нем, что он «сумасшедший, никто не поверил, но все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но ка­кая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколе­ний, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-исто­рическую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».
 
 Центральным героем поэмы «Мертвые души» является Павел Ива­нович Чичиков, и выделяется он на общем фоне, прежде всего дея­тельностью, активностью. Это фигура предпринимателя — новая в русской литературе. Гоголь показывал, как сложилось умение Чичи­кова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все про­шибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мо­шеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович приклады­вает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам «знакомым незнакомцем», ведь и сейчас жизненной философией многих наших «предпринимателей» стал лозунг: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Мно­гие считают, что если «прямой дорогой не возьмешь», то «косой дорогой больше напрямик». Да и вообще творчество Гоголя пред­ставляется нам как галерея «знакомых незнакомцев». Вспомним Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве нельзя утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, нату­рально, в этом не хочет только признаться», — писал сам Гоголь.
 
Сходство этих двух героев, несомненно. Как, несомненно, сход­ство идейных стремлений А. Грибоедова и Н. Гоголя. [/sms]
02 апр 2008, 11:08
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.