Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Город темной стороны в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»"

Сочинение "Город темной стороны в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»"

Сочинение "Город темной стороны в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»"Некоторые современники Гоголя считали, что драматург — по цен­зурным соображениям — написал аллегорию, что под видом уездно­го города им изображена столица русской империи — Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по складу его творческой манеры, была чуж­да аллегория. Сила пьесы — не в иносказательных намеках, а в осо­бом принципе отбора жизненных явлений. Свой «уездный город» пи­сатель однажды назвал «сборным городом всей темной стороны». В частности, он уделил большое внимание его устройству.
 
 Драматург считал, что в его комедии «и сцена, и место действия идеальны», хотя трудно представить себе что-либо более конкрет­ное и более национальное, чем гоголевский город.
 
[sms]Широта обобщения в «Ревизоре» возрастала и благодаря следу­ющей особенности творческой манеры Гоголя. Обычно комедиогра­фы до Гоголя противопоставляли порочным и развращенным персо­нажам мир настоящей, честной жизни. Противопоставляли или пря­мо, вводя в действие так называемых добродетельных героев, или скрытно, когда присутствие этих героев чувствовалось за сценой. Гоголь не сделал ни того, ни другого. Мало сказать, что он отказал­ся от идеальных, добродетельных персонажей, — драматург не ос­тавил для них возможности существования и за сценой, вне действия комедии.
 
В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-либо дальнем или близком углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в городе, по иным законам и правилам. Все в Пьесе предстает как общепринятое. И городничий, и чиновники твер­до знают, что нужно делать в связи с прибытием «ревизора». Нужно. Давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза. Эти средства и наше оправдывали себя, при наезде других высокопоставленных лиц; помогут они и на этот раз. Конечно, вполне могло бы случиться так, что ревизор не взял бы. Но тот, с кем случилось бы подобное, нал бы, что это просто его личное невезение. (Мало ли какие бывает соображения у ревизора. Например, городничий, не умея вначале найти «подход» к Хлестакову, мог подумать, что тот просто набиваетсебе цену.) В правильности же и эффективности выбранных мер ник­то из чиновников не сомневается.
 
Не сомневаются в этом и купцы, мещане — те, кто выступает в пьесе в роли обиженных и просителей. Купцы жалуются «ревизору» на городничего не за то, что он берет взятки («мы уж порядок все­гда исполняем»), а за то, что он чересчур лютует в своей алчности — «не по поступкам поступает». Зная «порядок», они и к «ревизору» явились с подношением.
 
 Гоголь говорил позднее, что на сценическую площадку «Ревизо­ра» «из разных углов России стеклись... исключения из правды, заб­луждения и злоупотребления». Но сконцентрированные в пьесе «ис­ключения» из правил приобрели характер обыденности, нормы. Сло­вом, мы опять сталкиваемся с необычайной широтой гоголевского обобщения и снова убеждаемся, что перед нами не простой город, а «сборный».
 
Гоголевский город живет невиданно напряженной жизнью, он взвол­нован необычайным событием. Это событие — ожидание, прием и проводы ревизора. Гоголь создает тем самым «общую» завязку пье­сы, которую он сознательно противопоставлял «частной». Пример частной завязки — любовная интрига, затрагивающая, самое боль­шое, интересы нескольких людей: молодых любовников, а также их родных или слуг, помогающих (или препятствующих) соединению лю­бящих. Вот почему Гоголь считал, что любовная завязка — «точный узелок на уголке платка». «Ревизор» же, говоря словами драматурга, вяжется «всей своей массою в один большой, общий узел».
 
 Иначе и не могло быть в пьесе, в поле зрения которой — не семья, не дружеский круг, а целый город, да еще «сборный»! [/sms]
02 апр 2008, 10:22
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.