Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение"Чацкий и фамусовское общество"


Сочинение"Чацкий и фамусовское общество"

Сочинение"Чацкий и фамусовское общество"Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии «Горе от ума» не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом.
 
Создание широкой сатирической картины жизни реакционного дворянского общества — огромная заслуга Грибоедова. Он не огра­ничился многосторонним изображением Фамусова как барина-кре­постника и чиновника-бюрократа. Писатель нарисовал его единомыш­ленника, типичного для военных кругов, — карьериста Скалозуба, расширил и расцветил картину введением многих эпизодических лиц, гостей в доме Фамусова. Все они объединены общими взглядами на жизнь и людей, но каждый имеет свой яркий, сатирически обрисо­ванный характер.
 
[sms]Хлестова — властная барыня, мать-командирша, типичная кре­постница. Держится и говорит она грубовато, бесцеремонно. Завсег­датаем гостиных и столовых изображен «лгунишка, картежник, вор» Загорецкий. Однако он «мастер услужить», и потому везде его при­нимают. Репетилов отличается болтливостью, глупостью, ветренос­тью. С грустной иронией рисует Грибоедов образ «мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей» в слабохарактерном Платоне Ми­хайловиче Гориче, всецело подчинившемся своей капризной жене Наталье Дмитриевне. Злая, недовольная всем на свете графиня Хрю-мина-внучка приехала к Фамусовым со своей старой полуглухой ба­бушкой. Графиня-внучка проявляет особое пристрастие к «хороше­му тону», который немыслим для нее без французского языка. Мно­гочисленная княжеская семья ТугОуховых признает в людях только знатность, богатство, чины. Интересы княжон — наряды и сплетни; родители озабочены подыскиванием для дочерей подходящих жени­хов. Заядлые сплетники господа N. и D. с увлечением распространя­ют слух о сумасшествии Чацкого. Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упоминанием в разговорах действующих лиц о множестве людей, их жизни и нравах (Кузьма Петрович, Фома Фо­мич, Татьяна Юрьевна и другие).
 
 Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: дво­юродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профес­сора педагогического института. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское обще­ство единодушно выступает против Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина, Фамусов — из-за его «завиральных идей». Старуха Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают в почти­тельном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна Горич в претензии на Чацкого за совет жить в деревне. Графиня-внучка обижена на Чацкого за то, что он якобы ее «модисткою изволил величать». Даже семей­ство Тугоуховских дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених, он оказался не чиновен и не богат.
 
Однако дело не только в отдельных обидах. Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободо­любивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обез­вредить, — возводит на него клевету.
 
 Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безде­лья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежествен­ных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение «пустого, рабского, слепого подражанья». Он призывает сильных душой людей «словом и примером нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой». Поклонникам всего иностранного он противопоставля­ет передовых людей, его единомышленников, которые осмеливаются «гласно объявлять» свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обще­стве, называя «мечтателями, опасными», сумасшедшими.
 
 Причиной «сумасшествия» Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев...»
 
Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и об­разование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий про­тивостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
 
 Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей» — так оп­ределил значение Чацкого Гончаров. Декабристы воспринимали Чац­кого как близкого им человека. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам: «Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист».
 
Белинский считал «Горе от ума» энергичным протестом против «гнусной расейской действительности». Носителем протеста и явля­ется в комедии страстный, умный и непримиримый Чацкий. [/sms]
02 апр 2008, 09:29
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.