Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение "Новаторство и традиции в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»"


Сочинение "Новаторство и традиции в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»"

Сочинение "Новаторство и традиции в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»"Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. За долгие годы комедия не устарела. И для нас, сегодняшних зрителей, пьеса осталась живым источником чувств и размышлений.
 
Комедия Грибоедова была написана в годы создания тайных ре­волюционных организаций декабристов. Борьба декабристов с мно­гочисленными и сильными противниками — дворянами-реакционе­рами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблю­дая эту борьбу в жизни, являясь ее непосредственным участником, Грибоедов и показал ее в своей комедии, причем показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Общественная позиция автора в литературном про­изведении всегда играет большую роль. В «Горе от ума» она прояв­ляется ясно, четко — ив выборе темы, и в том, какие вопросы общественного и нравственного характера автор затрагивает в пьесе и как их решает, и в том, как он рисует характеры героев и оценива­ет их взгляды и поступки.
 
[sms]Горе от ума» — произведение драматическое и, следовательно, в нем нет речи самого автора, но нетрудно понять общественную позицию драматурга. В главном герое комедии писатель воплотил многие качества передового человека.своей эпохи.
 
 В небольшом по объему произведении, где изображен всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург затрагивает многие важнейшие вопросы современности: о крепостном праве, про­свещении и воспитании, гражданском долге и службе, о националь­ной культуре. Острый политический характер комедии, злободнев­ность в сочетании с блестящей художественной формой определили ее необыкновенный успех.
 
 На первый взгляд может показаться, что главное в комедии, в ее сюжете — история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта ис­тория занимает в произведении большое место. Она вводит зрителя в мир сердечных переживаний и чувств героев, она придает особен­ную живость развитию действия. Однако главное в комедии — об­щественная драма Чацкого. На это указывает и ее заглавие — «Горе от ума». История несчастной любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединя­ются в единую линию сюжета пьесы. В умелом слиянии их проявля­ется высокое драматургическое мастерство Грибоедова.
 
Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чац­кого. Непосредственно перед этим мы впервые слышим о Чацком от Лизы. «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андре-ич Чацкий!» — восклицает она и намекает на его увлечение Софьей. Софья с раздражением говорит о Чацком, уехавшем из Москвы три года назад «ума искать», вспоминает, что «он славно пересмеять умеет всех». И вот тут-то, когда о нем только что говорили, в комна­ту поспешно входит, почти вбегает Чацкий.
 
«Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», — звучат его первые слова. И неподдельная искренность, любовь и радость от встречи слышны в его коротких, стремительных восклицаниях. Но ведь Со­фья любит не его, а Молчалина. А что же Чацкий? Он не верит в холодность Софьи; он, правда, немного смущен ее приемом, но сча­стлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подсмеи­вается над ними. Это, видимо, раньше забавляло Софью, но сейчас не находит у нее отклика.
 
Но вот Чацкий среди прочих знакомых с едкой насмешкой упо­мянул о Молчалине и, не подозревая о том, вызвал бурю негодова­ния в душе Софьи, раз и навсегда восстановил ее против себя. «Не человек, змея!» — говорит она в сторону. И как жестоко она распра­вится впоследствии с Чацким за насмешки над Молчалиным!
 
Все, что происходит в первых сценах с Чацким, получит в пьесе свое дальнейшее развитие: любовь к Софье приведет его к разоча­рованию, насмешливое отношение к барской Москве вырастет в кон­фликт с обществом.
 
Во II действий намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обмо­рок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели ей мил кто-то из этих двоих? И кто же именно? Может ли быть ее избранником Скалозуб — олицетворение тупой военщины? А Молчалин, « жалчайшее созданье», — неужели он избран ею? Загадку эту Чацкий должен во что бы то ни стало решить. Одновременно завязывается глубокий общественный конф­ликт. Из спора Чацкого с Фамусовым становится ясно, что дело здесь не просто в недовольстве друг другом — сталкиваются два мировоз­зрения, два лагеря.
 
 Итак, общественный конфликт определился и требует своего раз­решения; любовь Чацкого к Софье столкнулась с горькой загадкой, на которую он должен найти ответ.
 
 В III действии Софья дает Чацкому ясно понять, что его не любит, и признается в любви к Молчалину, а о Скалозубе говорит как о герое не ее романа. Кажется, все выяснилось — загадка решена. Но вот беда — Чацкий не верит Софье. Он понимает, что за человек Молча­лин, и, ослепленный любовью, не верит в чувство Софьи. Действитель­но, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу», Неверие это укрепляется в Чацком после его разговора с Молчалиным, в котором тот совершен­но ясно высказывается как человек безнравственный и делец. Чацкий продолжает свои резкие выпады против него. Он все больше раздра­жает оскорбленную за Молчалина Софью, и именно она сначала слу­чайно, а потом и намеренно, в отместку пускает слух о сумасшествии Чацкого, с молниеносной быстротой распространившийся в обществе.
 
Сплетня сама по себе заинтересовала людей, любящих посуда­чить, и попала" на подготовленную почву. Чацкий к тому моменту успел вооружить против себя не только хозяев, но и многих из гос­тей. С большим мастерством' раскрыты драматургом причины того, почему все фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем своего идейного врага, человека, протестующего против его морали. Так действие достигает сюжет­ной вершины, кульминации.
 
Развязка наступает в IV действии. Чацкий узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой. «Вот наконец решение загадки! — восклицает Чацкий. — Вот я пожертвован кому!» Но его ждет последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к нему окончательное про­зрение и разочарование. С огромной внутренней болью и силой об­личения он произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью. Оба конфликта приведены к концу, столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным. И ум и любовь принесли Чацкому одно горе. Он покидает Москву.
 
Порок не наказан и добродетель не торжествует в комедии (как того требовали правила классицизма), однако у нас остается впечат­ление моральной победы, одержанной Чацким.
 
 В комедии нет ничего лишнего: ни одного лишнего лица, ни од­ной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодичес­кие лица введены Грибоедовым с определенной целью. Композиция пьесы очень простая и четкая, но именно в этой простоте и заключе­но новаторство Грибоедова, его смелость драматурга. [/sms]
01 апр 2008, 15:39
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.