Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение "Роль второстепенных персонажей в одном из про¬изведений русской литературы XIX века. (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)"


Сочинение "Роль второстепенных персонажей в одном из про¬изведений русской литературы XIX века. (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)"

Сочинение "Роль второстепенных персонажей в одном из про¬изведений русской литературы XIX века. (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)"Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеня­ют и усиливают главную идею картины, так и в комедии «Горе от ума» каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Они хоть и не действуют прямо, но свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит реакционная сила.
 
 Характерно, что на балу у Фамусова собрались не просто люди, а те, кто составляет элиту дворянской Москвы. Они многолики, но почти все несут общие черты: невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Они появляются один за другим, как серия подвижных карикатур, создавая уродливый портрет этого самого элитарного дворянства.
 
[sms]Вот шествует чета Горичей — типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его супружества. Это был бедовый, остроумный человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне превратился в жалкого подкаблучника. Супруга и рта ему не дает открыть. «Послушайся разочек, милый, застегнись ско­рей», — так звучат ее «беседы» с мужем. Страшно то, что Горич осознает свое положение, но не пытается его изменить. Все, на что его хватает, сказать горько Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».
 
 Интересен еще один, почти бессловесный персонаж — лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» В этой фразе присутствует скрытая ирония автора. А вот прибыло на бал семейство Тугоуховских. Кня­гиня озабочена поиском женихов для своих дочек. И на Чацкого с первых же реплик смотрит как на потенциальную жертву. Но стоит ей узнать, что Чацкий не богат и не в чинах высоких, она кричит: «Князь, князь! Назад». Вроде проходная сцена, второстепенный пер­сонаж. Но через эту княгиню автор глубже раскрывает характер Фамусова, подчеркивает в нем такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. И это характерно для всего фамусовского окруже­ния, где «кто беден — тот тебе не пара»:
 
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, — тот и жених.
 
Появляются графини Хрюмины — озлобленная на весь мир внуч­ка со своей полуглухой бабушкой. Эта неудавшаяся «невеста» вос­хищается всем иностранным, в отличие от других часто использует французский язык. Как не сравнить эту вертлявую даму-неудачницу с современными недоучками, щеголяющими обрывками английского и преклоняющимися перед западной торгашеской культурой.
 
 А вот наиболее активный «эпизод» комедии — Загорецкий. Тот, про кого откровенно говорят, что он «лгунишка, картежник, мошен­ник, плут». И все же двери фамусовского «собрания» для него от­крыты, он полезен своей услужливостью. Когда старуха Хлестова хотела отказать ему от дома, он услужил ей, подарив арапчонка. И слова Молчалина: «Мне завещал отец: во-первых, угождать всем лю­дям без изъятья...» — подчеркиваются его отношениями с Загорецким.
 
 На балу множество других представителей фамусовского обще­ства, которым Грибоедов даже не дал полных имен. Таковы, напри­мер, господа N и D, активно участвующие в сплетнях о сумасшествии Чацкого. И все они усиливают главные мысли автора, идеологичес­кую и сатирическую суть его произведения. [/sms]
01 апр 2008, 15:28
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.