Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)"

Сочинение "Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)"

Сочинение "Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)"Термин «антитеза» произошел от греческого слова и означает — противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на рез­ком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девят­надцатого века был существенен сам факт смены одних антитез дру­гими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая кон­трастность не устраняется: «К добру и злу постыдно равнодушны»; «И ненавидим мы, и любим мы случайно» («Дума» М. Лермонтова).
 
 Уже в названии «Горе от ума» возникает намек на антитезу, так как здравое мышление не допускает, чтобы ум, разум приносили горе. В художественных образах пьесы Грибоедов отразил объектив­ную правду жизни, создал типический образ «нового человека» — общественного протестанта и борца в типических обстоятельствах его противоречивого исторического времени.
 
[sms]Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конф­ликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюби­вого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исто­рически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых рус­ских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление обще­ственного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. Используя многообразные возможности антитезы, он художественным произ­ведением решал одновременно и политические, и социальные, и чи­сто человеческие проблемы, типичные для того времени.
 
 После Отечественной войны 1812 года, во время формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движе­ния дворянских революционеров-декабристов, борьба нового, на­рождающегося и развивающегося, со старым, отжившим и тормозя­щим движение вперед, острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями «сво­бодной жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, ре­акционных порядков, какое изображено в «Горе от ума».
 
 Грибоедов показал, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслыша­ние смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на «закон­ный» государственный и общественный строй; как, наконец, голос все­общей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого.
 
 В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему пе­релома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».
 
 Изображая Чацкого человеком умным и благородным, челове­ком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «сво­бодной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литерату­рой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и обществен­но действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ста­вила перед собой и другие не менее важные цели: служить сред­ством революционного общественно-политического воспитания, воз­буждать любовь к «общественному благу» и воодушевлять на борь­бу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести. Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освобо­дительной борьбы. Изучая действительность как пытливый аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нари­совал точную и достоверную картину, пользуясь приемами, сред­ствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от это­го нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь [/sms]
01 апр 2008, 15:11
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.