Последние новости
24 янв 2017, 18:33
В результате падения вертолета скорой медицинской помощи Италии, которое произошло во...
Поиск

» » » » Сочинение "Традиционное и новаторское в одном из произве¬дений русской литературы XIX века. (А.С. Пушкин. «Метель»)"


Сочинение "Традиционное и новаторское в одном из произве¬дений русской литературы XIX века. (А.С. Пушкин. «Метель»)"

Сочинение "Традиционное и новаторское в одном из произве¬дений русской литературы XIX века. (А.С. Пушкин. «Метель»)"Тема «Метели» — превратности любви. Именно ее развивают фабула и сюжет новеллы. Все, как кажется, логично, по литератур­ным канонам того времени. Но так ли это? Анекдот как своеобраз­ная программа является сюжетной основой новелл Пушкина, с тра­диционным набором элементов: «влюбленные» (богатая невеста — бедный жених); «препятствие» (запрет родителей); «бегство»; «пре­пятствие» (метель); «влюбленные» («первая» невеста — «блестящий» жених); «тайное препятствие» («узы брака»); «счастливое совпаде­ние»; «хэппи-энд».
 
Сюжет также представляет собой разработанную схему произведе­ния в противоположность фабуле, которая является схемой событий. Отметим два наиболее существенных момента в сюжете «Метели»: а) За счет «фигуры умолчания» в новелле создается «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника («Какое известие ожидало его!» Какое же? Умолчание...), каков секрет «полусумасшедшего письма», полученного родителями Марьи Гавриловны от «несчастного» Владимира, в
чем причина молчания Бурмина, оттягивающего решающее объяснение, и так далее.
 
[sms]Тайна, согласно устойчивой схеме, объясняется только в самом конце новеллы.
 
б) Сюжет «Метели» дан с двойным опосредованием: во-первых,он изложен от лица помещика Белкина; во-вторых, самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т. (увиден глазами «девицы К.И.Т.», рассказавшей повесть Белкину, явно «уездной барышни»).
 
 Система персонажей в первой части новеллы кажется построен­ной по схеме: «протагонисты—антагонисты—помощники». Протаго­нисты — влюбленная пара (Марья Гавриловна и Владимир), антаго­нисты — препятствующие их любви родители богатой невесты Ма­рьи Гавриловны (Гаврила Гаврилович Р. и его жена — Прасковья Петровна), помощники — все те, кто устраивает побег влюбленных и готовит несостоявшееся венчание, — жадринский священник, соро­калетний корнет Дарвин, «землемер Шмит в усах и шпорах», «сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы» (свидетели), кучер Терешка, горничная Марьи Гавриловны, крестьяне, помогающие Владимиру найти Жадрино.
 
 Во второй части привычная расстановка персонажей разрушена, а устойчивые читательские ожидания обмануты: ни антагонистическая роль родителей, ни романтический любовный треугольник (с появле­нием блестящего полковника Бурмина) не состоялись. Родители ока­зываются не против брака Марьи Гавриловны и Володи (что дискреди­тирует и сам «побег»); браку Марьи Гавриловны и Бурмина препят­ствует вовсе не романтическая память первой о погибшем возлюблен­ном. Новое представление о расстановке персонажей достигается через эпиграф из «Светланы» Жуковского с ее мотивом «призрачного» же­ниха: невеста — призрачный жених — подлинный жених. Кто же из двух женихов (Владимир или Бурмин) призрачный и кто подлинный? Загадка, но заданная не по романтическому шаблону.
 
 По романтическому канону призрачным должен быть «ложный» жених Бурмин, с соответствующими атрибутами (ночь, метель). И здесь ожидания обмануты: призрачным оказывается как раз Вла­димир, все действия которого определяются литературными штампа­ми — и так и остаются как бы «выдуманными»; Бурмин же, чье' поведение тоже согласовано с литературными образцами, при этом находится в полном согласии с бытом и его предписаниями. Быт, а не литература, в итоге становится решающей инстанцией новеллы — быт, которому принадлежат остальные ее персонажи; быт, для кото­рого всей этой «литературной» истории с побегом словно бы и не было (о ней так и не стало известно; так была ли она?). В итоге расстановка персонажей такова: любовный треугольник и быт.
 
На новом уровне вернемся к вопросу о теме: какова глубинная тема новеллы? Ответ: «Быт и литературность». Как реализуется эта тема, станет понятно при рассмотрении композиции произведения. Композиция определяется отношением всех конструктивных элемен­тов произведения к его целому. Какие же конструктивные элементы являются определяющими в «Метели»? Литературные цитаты, отсыл­ки и намеки, иронически сопоставленные с бытовыми реалиями. Ком­позиция «Метели» построена на последовательном сталкивании двух планов — быта и литературности. Отсюда — конфликт.
 
Комический эффект новеллы достигается благодаря постоянно­му подчеркиванию несоответствия литературных поведенческих штам­пов и бытового уклада. Герою, преследующему свои скромные цели, напрасно кажется, что ничего не стоит завоевать лежащее перед ним маленькое пространство. Под обличьем близкого и доступного скры­ваются неподатливые, крупные, типические для традиционного быта величины. В «Метели» это по-особому подчеркнуто. Владимир Ни­колаевич заблудился на крохотном куске земли, пятиверстный путь до Жадрина превращается в нескончаемое кружение по снегу и ме­тели, и все в сторону. Узенькая площадь внезапно расширяется, и общим законам жизни — «судьбы» — дано достаточно места, что­бы они могли разыграться, как это им свойственно. Отсюда никчем­ность и бесплодность авантюры — европейского авантюрного сюже­та на русской почве. Даже стихия (метель) не на стороне романти­ческой литературности, а на стороне быта.
 
Вот мы и пришли к выводу, что новаторская идея «Метели» — самоотрицание новеллы; победа бытового уклада над литературной интригой. Ирония здесь в том, что победа эта достигается путем невероят­ных, подчеркнуто литературных совпадений. В новелле «Выстрел» выстрел никого не убивает, в новелле «Метель» похититель никого не похитил, а намеченная к похищению вернулась домой. [/sms]
31 мар 2008, 08:50
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.