Последние новости
08 дек 2016, 15:25
Синоптики обещают непогоду в Ростовской области сегодня, 8 декабря, и завтра, 9 декабря....
Поиск

» » » » Сочинение "Историческая тема в драматургии А.С. Пушкина"


Сочинение "Историческая тема в драматургии А.С. Пушкина"

Сочинение "Историческая тема в драматургии А.С. Пушкина"Вскоре после окончания «Бориса Годунова» Пушкин задумал создать ряд новых драматических произведений на сюжеты из самых разных исторических эпох и жизни разных народов. Еще во Время ссылки в Михайловском в его творческом сознании возникли замыслы нескольких пьес. Три из них получили необычайно стреми­тельное воплощение: за две недели Пушкиным были окончены «Ску­пой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и еще через день четвертая из «маленьких трагедий» — «Пир во время чумы».
 
 Если в «Борисе Годунове» Пушкина преимущественно интересова­ли большие исторические события, «судьба народная», то в «малень­ких трагедиях» поэт сосредоточивается на «судьбе человеческой» — глубочайшем психологическом анализе человеческой души, охвачен­ной всепоглощающей, но эгоистической  и потому разрушительной стра­стью: скупостью, завистью, чувственностью. В качестве носителей этих страстей Пушкин берет натуры незаурядные, людей большого ума, огромной силы воли. Но поскольку страсти, ими владеющие, носят резко индивидуалистический, сугубо эгоистичный характер, они неиз­бежно влекут их на стезю злодейств и преступлений.
 
[sms]Скупой рыцарь воздвигает здание своего бесплодного могуще­ства страшной ценой человеческих слез, крови и пота. Сальери — этот «жрец» «чистого искусства», страстно любящий музыку, одна­ко не ради того, что она несет людям, а ради нее самой, — злодей­ски убивает Моцарта, тщетно пытаясь оправдать в своих собствен­ных глазах это убийство тем, что оно якобы осуществляется во имя восстановления попранной справедливости, во имя спасения искус­ства. В то же время именно незаурядность натуры сообщает обра­зам Скупого рыцаря и Сальери подлинно трагическую силу. Особен­но выразителен образ барона Филиппа. Ужасающая — «демоничес­кая» — фигура средневекового рыцаря-ростовщика с его беспощад­ностью, попранием в себе всех человеческих чувств и стремлений, ненасытной алчностью, безумными мечтами о безраздельном гос­подстве над миром вырастает в зловещий образ-символ: олицетво­рение «века-торгаша», как Пушкин назвал свою современность.
 
 Главный герой «Каменного гостя» — легендарный испанский соблазнитель — является одним из так называемых вечных литера­турных образов, который подвергался неоднократной разработке в различных литературных произведениях и до и после Пушкина. Тем рельефнее выступает оригинальность и своеобразие пушкинской трак­товки характера Дон Гуано. Его герой, любящий жизнь и ее наслаж­дения и смело играющий со смертью, веселый, предприимчивый, беспечно-дерзкий и всегда влюбленный, вызывает невольную симпа­тию, и не только со стороны обольщенных им женщин. При всей мужественности Дон Гуана есть в нем и какая-то пленительная детс­кость. «Я счастлив! Я счастлив, как ребенок!» — в восторге воскли­цает он, добившись у Анны согласия на свидание. Однако в своем беспечном и бездумном эгоизме, в готовности обнять весь мир толь­ко потому, что сам он чувствует себя до краев переполненным счас­тьем, Дон Гуан совершает тягчайшее нравственное преступление: зовет статую убитого им Командора прийти к дому своей вдовы и стать у двери на часах, пока он, его убийца, будет наслаждаться ее ласками. Так вскрывается Пушкиным глубочайшая аморальность эгоистичес­кого донжуанства.
 
 Пафос четвертой «маленькой трагедии» — «Пира во время чумы» — торжество человеческого духа над смертью. В песне Мери с исключительной силой выражена чистота и самоотверженность боль­шого женского чувства. Гимн председателя пира — Вальсингама ис­полнен упоения борьбой, непреклонного мужества, смело бросаю­щего вызов всему, что грозит человеку гибелью. Но перед лицом смертельной угрозы Вальсингам, как и Дон Гуан, становится на путь эгоистических, чувственных услад, особенно обостряемых близос­тью смерти. И в этой «маленькой трагедии» нет никакого морализи­рования. Вальсингам отклоняет традиционную (религиозную) стезю: не идет за священником. Но «глубокая задумчивость» председателя, которой завершается «Пир», особенно знаменательна.
 
 Раскрывая характеры с исключительной широтой, разнообразием и углубленностью, которые так восхищали его в Шекспире, поэт еще больше конденсирует «узкую форму» трагедии классицизма. В этих тесных рамках он с захватывающим драматизмом и исключительной глубиной развертывает трагедию души, одержимой страстью, которая поднята на высоту идеи, и идеей, которая приобрела всю силу страс­ти. В дальнейшем становлении и развитии русского реализма «ма­леньким трагедиям» принадлежит выдающаяся роль. В них заключено основополагающее начало того проникновенного и бесстрашного ана­лиза диалектики человеческой души, который составит одну из силь­нейших сторон последующего русского реализма. Этот опыт затем освоили и развили в своих романах Толстой и особенно Достоевский.
 
 Пушкину, пожалуй, как никому другому из русских писателей, была свойственна способность с исключительным художественным проник­новением «описывать совершенно сторонний мир», говоря словами Белинского, «быть как у себя дома во многих и самых противополож­ных сферах жизни», рисовать природу и нравы даже никогда не ви­данных им стран. Каждая из «маленьких трагедий» отличается своей отчетливо выраженной национальной окраской. В то же время их объе­диняет «истинная национальность» Пушкина, который, изображая «сто­ронний мир», «глядит на него глазами своей национальной стихии». [/sms]
28 мар 2008, 14:48
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.