Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение "Сюжет, герои, проблематика «Повестей Белкина» А.С. Пушкина"


Сочинение "Сюжет, герои, проблематика «Повестей Белкина» А.С. Пушкина"

Сочинение "Сюжет, герои, проблематика «Повестей Белкина» А.С. Пушкина"В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, особенно вели­ко. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства.
 
[sms]Цикл «Повестей Белкина» явился первым завершенным прозаи­ческим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. «Повести и романы читаются всеми и везде», — отмечал он.
 
Облик кроткого и смиренного И.П. Белкина, возникающий из предисловия издателя и из автобиографического предисловия яко­бы самого Белкина к «Истории села «Горюхино», набросан Пушки­ным в добродушно-шутливых тонах. «Пиру воображенья», как ха­рактеризовал творческий процесс поэт-романтик в «Разговоре кни­гопродавца с поэтом», демонстративно противостоит в «Повестях Белкина» «простой пересказ» разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей. Но в этот бесхитростный пересказ Пушкин сумел внести столько глубокого гуманного чув­ства, меткой наблюдательности, тонкого юмора и мягкой иронии и вместе с тем столько жизненной правды, широких типических обоб­щений, что его «Повести Белкина» являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
 
В повестях Пушкин существенно расширяет, демократизирует круг явлений действительности, входящих в сферу его творческого вни­мания. Наряду с картинами поместной жизни («Метель», «Барышня-крестьянка») перед нами развертывается быт армейского офицер­ства («Выстрел»), городских ремесленников («Гробовщик»), мелко­го чиновничества («Станционный смотритель») и, наконец, жизнь крепостного крестьянства («История села Горюхино»).
 
Если в «Арапе Петра Великого» Пушкин снял с ходулей крупного исторического деятеля, то в «Станционном смотрителе» он припод­нял своего маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в «Повестях Белкина», поистине «натуральную» дей­ствительность, жизнь, которая «живет», как восторженно твердил устами одного из своих героев Достоевский. Этим объясняется ог­ромное значение, которое имел «Станционный смотритель» в даль­нейшем развитии литературы. Образ смотрителя был прямым пред­шественником Башмачника из «Шинели» Гоголя и всех тех «бедных людей», которые вскоре начинают заполнять страницы повестей и романов писателей «натуральной школы» — колыбели русского ре­ализма второй половины XIX века.
 
 Как и «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельеф­ностью и отчетливостью из его поступков и речей. «Писателю надо не переставая изучать это сокровище», — советовал Лев Толстой о «Повестях Белкина» знакомому литератору.
 
 К циклу «Повестей» непосредственно примыкает незавершенная и самим Пушкиным не публиковавшаяся «История села Горюхино». Тягость крепостной неволи и свое сочувственное отношение к горе­стям и бедам закрепощенного крестьянства Пушкин подчеркнул уже названием села: «Горюхино» (в течение долгого времени оно печата­лось искаженно: «Горюхино»).
 
 Стоит только вспомнить приводимую Пушкиным запись помещичь­его календаря: «4 мая. Снег. Трешка за грубость бит. 6 мая — корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 мая — погода ясная. 9 мая — дождь и снег. Трешка бит по погоде». Подобные цитаты придают на­рочито наивной, бесхитростной и вместе с тем исполненной сарказма «Истории» характер явной политической сатиры. Недаром манеру «сми­ренного» горюхинского летописца подхватил и блестяще развил в своей «Истории одного города» наиболее сильный русский политический сатирик Салтыков-Щедрин. В творчестве самого Пушкина «История села Горюхино» является началом того пути, который привел его к созданию «Дубровского», а затем и «Капитанской дочки». [/sms]
28 мар 2008, 11:31
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.