Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск



Браки в тундре

Браки в тундреУ коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа — ненцев, хантов, селькупов, выбор брачных партнеров в прошлом определялся традициями.
 
Важнейшим моментом при выборе невесты являлось определение ее родовой принадлежности, так как мужчина мог брать себе в жены только женщину, принадлежавшую к другому роду или даже к другой группе родов.
 
Если по отцовской линии браки у ненцев запрещались, то по материнской линии, наоборот, допускались между самыми близкими родственниками. Можно было жениться на сестре матери, на дочери сестры отца и т.д. Допускались перекрестные браки, когда двое мужчин из разных родов женились на сестрах друг друга. По существовавшим нормам два брата могли жениться на двух сестрах из другого рода, пасынку разрешалось жениться на своей мачехе, а отец мог жениться на вдове умершего сына.
 
Принципы экзогамии, которыми руководствовались лесные ненцы в брачных контрактах, сочетались с высокой степенью эндогамии, во всяком случае их пуровской группы. Эндогамия (заключение брака внутри определенных групп) нарушалась за счет браков с тyндровыми ненцами и осамоедившимися хантами.
 
В работах В.В. Бартенева, изучавшего северных хантов в конце XIX века, также подчеркивается значение родовой экзогамии: «Одним словом, обычай не признает только тех браков, которые совершались бы между членами одного и того же рода, хотя за давностью лет родственные отношения членов рода уже определены быть не могут».
 
У селькупов при заключении браков еще в XIX веке действовали нормы кольцевой связи. Каждое из племен, по материалам Г.И. Пелих, распадалось на три экзогамные брачные группы. При этом «мужчины группы А женились только на женщинах группы Б, в свою очередь, мужчины группы Б женились только на женщинах группы В, а мужчины из группы В женились на женщинах группы А...
 
Селькуп, вступивший в брак вне своего племени, уже выпадал из норм кольцевой связи». «Хранителями» экзогамных норм являлись главным образом женщины. Каждая женщина всегда могла перечислить группу родов (ныне фамилий), куда могли выходить замуж женщины ее рода, и назвать роды (фамилии), в которые они не могли выходить замуж.
 
Так, женщины поселка Ныда охотно называли роды «своей» фратрии и «чужой». Нарушение экзогамных норм встречает неодобрение со стороны стариков и в наши дни. Они рассказывают об этом древнем и обязательном в прошлом правиле и формируют у молодых представление о недопустимости его нарушения.
19 фев 2008, 14:34
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.