Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Система семейно-брачных отношений у ненцев

Система семейно-брачных отношений у ненцев

Система семейно-брачных отношений у ненцевСуществовавшая у ненцев в XVIII—XIX вв. форма брака являлась результатом длительного развития семейно-брачных отношений. Ее возникновение связано с разложением родового строя и появлением частной собственности. Приобретение жены осуществлялось путем выкупа ее у родителей. Сохранившаяся от парной семьи легкость расторжения брачных уз в XIX в. уже заменилась нормами, характерными для моногамии, и ущемляющими права женщины при разрыве брачных отношений. Однако, еще в начале XX в. сохранялись пережитки родового строя. Одним из важнейших была экзогамия.
 
Анализ системы родства и свадебного обряда позволяет обнаружить, что ненецкая семья прошла в своем развитии ряд стадий. Так, отдельные элементы ненецкой системы родства свидетельствуют о существовании у ненцев в отдаленном прошлом каких-то иных брачных норм, о чем свидетельствует и практиковавшийся еще в начале XX в. левират.
 
Свадебный обряд содержит пережитки обычая добывания жены путем умыкания, а также некогда существовавших прочных родовых связей.
 
Система имущественных отношений у ненцев была следующей. Существовал обычай — на каждого вновь родившегося ребенка выделять из стада одного или несколько оленей (обычно самок), которые в дальнейшем с приплодом считались принадлежащими ему. Наследство (олени, ловушки, орудия рыбной ловли, чум, нарты и т.д.) передавалось по мужской линии. Ненцы обычно жили небольшими семьями (мяд` тер, дословно «наполнение чума»).
 
Сколько-нибудь состоятельный отец после женитьбы сына тотчас старался отделить его в особый чум. Чаще отделившиеся жили своим хозяйством, иногда же продолжали составлять общую с родителями семью, ведя общее хозяйство и питаясь вместе. Пока глава семьи был жив, он распоряжался всем имуществом; однако не отделенные сыновья имели иногда свою собственность (охотничье снаряжение и т.д.).
 
После смерти отца имущество переходило к сыновьям. Дочерям отец выделял очень немного, по своему усмотрению. Старшие сыновья, отделившиеся еще при жизни отца, никакого наследства не получали. Оно доставалось младшему сыну, жившему с отцом в одном чуме.
 
Собственностью замужней женщины считались те олени, которые были ей даны в приданом или были подарены ей отцом уже после замужества, а также лично принадлежавшая ей одежда. У богатых ненцев жена могла иногда продать шкуры, обувь или камысы и взять деньги себе.
 
Если женщина умирала вскоре после замужества и от нее не оставалось детей, приданое возвращалось ее отцу или родне, выдававшим ее замуж, а выкуп, данный за невесту, шел обратно. Если же от покойной оставались дети, то приданое оставалось у мужа, обязанного воспитать детей.
 
Вообще о судьбе приданого, оставшегося после смерти женщины, можно говорить только в том случае, если ее отец был богат и дал за нее чум, несколько нарт и т.д. После смерти бедной ненки ничего из лично принадлежащего ей имущества не оставалось, т.к., согласно обычаю, в могилу ее должны были положить не только вещи, необходимые ей на том свете, — одежду, обувь, утварь, которой она пользовалась при жизни (чашки, котел для варки пищи, скребки для выделки шкур, швейные принадлежности и т.д.), — но часто и всю одежду, сшитую ее руками. Кроме того, на могиле умерщвляли от трех до пяти оленей, которые в потустороннем мире должны были быть первыми упряжными животными покойной.
 
Положения вдов мы уже кратко касались в связи с существовавшим обычаем левирата, согласно которому вдова вместе с детьми переходила к младшему брату умершего мужа. Способ «наследования» вдовы подтверждает древность этого обычая, т.к. наследство, которое является результатом появления частной собственности, переходит, как известно, от отца к сыну, а не от брата к брату. Если у умершего мужа не было братьев, то вдова переходила к другим родственникам со стороны мужа.
 
Овдовевшая ненка, впрочем, могла отказаться от претендентов на ее руку и продолжать вести хозяйство мужа, если среди сирот имелся сын, хотя бы десятилетнего возраста. Если вдова выходила замуж не за близкого родственника мужа, то это тоже не считалось предосудительным. Жизнь ненецкой семьи находилась в тесной связи с основным занятием ненцев — оленеводством. Оленеводство требовало сезонных перекочевок; это, в свою очередь, обуславливало наличие переносного жилища и тд.
19 фев 2008, 11:23
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.