Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Свадебный обряд ненцев

Свадебный обряд ненцев

Свадебный обряд ненцевДля вскрытия ранних форм брака и семьи большое значение имеет также изучение свадебных обрядов.
 
Описание ненецкой свадьбы имеется во многих работах, посвященных ненцам. Наиболее раннее мы находим у Зуева. Вслед за ним свадебный обряд у различных групп ненцев описывали Белявский (у азиатских ненцев), Шренк (у европейских ненцев), Иславин (у европейских ненцев), Кушелевский (у азиатских ненцев), Куроптев (у европейских ненцев), Гейденрейх, Костиков и др. Сохранились также неопубликованные записи Г.Д. Вербова. Свадебный обряд малоземских и канинских ненцев был записан автором данной книги.
 
При сравнении всех этих описаний бросается в глаза единообразие обрядов у всех групп ненцев, начиная с конца XVIII в. и до начала XX в.
 
Попытаемся изложить основные элементы традиционного свадебного обряда у ненцев, по возможности анализируя их. Вначале коснемся кратко брачного возраста. Браки у ненцев в прошлом, как правило, заключались в возрасте 16-20 лет. Однако широко практиковались ранние браки: родители сговаривались о браке детей, когда им было еще от 3 до 6 лет, при этом дети часто жили вместе, и отношения их были предоставлены времени и их доброй воле. Житков описывал встреченную им на Ямале супружескую пару, которой вместе был 21 год (11 лет жене и 10 — мужу).
 
Нередко поэтому ненецкая девочка становилась матерью в 12-13 лет. Ранние браки были характерны и для лесных ненцев. Если в семью была нужна работница, то мальчику сватали взрослую девушку. Обычно такие браки впоследствии приводили к конфликтам в семье, т.к. молодая женщина или начинала требовать себе «мужа» , или подвергалась преследованиям со стороны свекра, а мальчик, вырастая, брал себе молодую жену, предоставляя старой жене выбор — остаться в семье, выйти замуж, за кого она пожелает, или возвратиться к своим родным. Реже имели место случаи женитьбы взрослых и даже пожилых мужчин на молоденьких девушках.
 
Такие браки совершались в корыстных целях: бедные родители выдавали своих дочерей, чтобы получить богатый выкуп. Подобные браки всегда заключались родителями. Если в брак вступали взрослые молодые люди, то с желанием сына отец обычно считался, мнением же девушки даже не интересовались, и согласия ее на брак не спрашивали. Бывали случаи, когда девушка проявляла свою волю и выходила замуж тайком от родителей, лишая их таким образом возможности получить за нее плату. «Несомненно, что настоящие романы случаются в тундре, — писал Б. Житков, — если бы их не бьшо, то бабы и девицы не бегали бы из богатых чумов с бедными работниками». Чаще же девушки проявляли покорность воле родителей.
 
При заключении браков играли роль экономические факторы и физические качества девушки (здоровье, трудоспособность и т.д.). Наличие прижитого до брака ребенка не служило препятствием для выхода девушки замуж. Вообще целомудрие девушки не очень ценилось, хотя некоторое значение этому придавалось.
 
Наметив себе жену с учетом экзогамных норм, молодой ненец вместе с родней выбирал свата (нэв). Сватом мог быть любой член фратрии жениха, но обычно это был человек, пользующийся уважением и умеющий вести переговоры. Сватами чаще бывали пожилые люди, но могли быть и молодые. Иногда договариваться о браке ехал сам отец жениха.
 
Взяв в руку посох (ядаць; позднее — крюк для подвешивания котла или палку), сват вместе с женихом (каждый на своих нартах) отправлялись к месту кочевания рода невесты. Иногда с ними ехали и другие родственники жениха (мужчины). Приезд обычно приурочивался к вечеру, когда все члены семьи бывали в сборе. Подъехав к чуму отца невесты, жених останавливал свои сани против входа в чум и оставался сидеть на них, а сват, войдя внутрь чума и остановившись у двери, сообщал о цели своего приезда. Формулой сватовства обычно являлись слова: «Недкомд нюмд сападабнув ни-нгодабнув?» («Дочку твою я застал или не застал?»). При первых же словах свата отец высылал дочь в соседний чум, а если такового поблизости не было, то невеста ложилась в стороне, и ее прикрывали одеждами. При наличии у невесты старших братьев, их присутствие при переговорах считалось обязательным.
 
Если отец девушки почему-либо не хотел отдавать дочь замуж за данного человека, то он на предложение свата ничего не отвечал. В случае настойчивости со стороны последнего, он часто гасил огонь и укладывался спать, давая этим понять, что разговор окончен. Иногда сваты приезжали снова.
 
Если жених устраивал отца девушки, то между ним и сватом начинались переговоры о размере выкупа, калыма (или не`мир` - в отношении ненцев этот термин достаточно условен, о чем ниже). Способы переговоров были различны. Наиболее распространенным являлся следующий: отец невесты делал на посохе нарезки, соответствующие размеру выкупа, а сват срезал ножом те из них, которые он считал лишними.
 
Этот посох хранился затем у свата до момента уплаты выкупа или раскалывался пополам, причем одна половина вручалась отцу невесты. Спор о размерах калыма продолжался обычно долго: сват выходил к жениху, советуясь с ним, затем вновь возвращался в чум. И так до тех пор, пока обе стороны не приходили к соглашению. Тогда жених входил в чум, и начиналось угощение, в котором невеста участия не принимала. После этого жених со сватом возвращались к себе.
 
Описанная предварительная часть свадебного обряда имела целью установить размеры выкупа за невесту. В последнее время велась дискуссия относительно существования калыма, в частности, у народов Средней Азии. Мы здесь изложим только факты, касающиеся ненцев в прошлом.
19 фев 2008, 10:58
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.