Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Родовая организация у ненцев

Родовая организация у ненцев

Родовая организация у ненцевПо-ненецки род называется «еркар». С вопроса «еркарар нгамгэ?» (какого ты рода?) начиналось знакомство людей в тундре. Принадлежность к роду - важнейшая характеристика человека, определявшая как его собственное поведение, так и отношение к нему окружающих. Не случайно в ненецких сказаниях герои носят не личные имена, а родовые названия: например, «Харю-ци-вэсако» (старик рода Харючи), «Нюдя Яптик» (Младший рода Яптик), «Си`ив Сусой (Семеро из рода Сусой).
 
И дело не столько в том, что «настоящие» имена не принято было произносить вслух, сколько в том, что «безродный» просто не считался человеком. При этом ненцам вовсе не свойственно коллективно-стадное поведение, напротив, в конкретных поступках каждый человек полагался прежде всего на собственные силы, а в фольклоре вообще культивируется образ героя-одиночки. В чем же причины столь высокой значимости рода?
 
Пользуясь философскими понятиями, можно сказать, что род - это определение человека во времени и пространстве. Во временном отношении родовая принадлежность связывает людей с их предками и потомками, устанавливает преемственность поколений. В пространственном смысле родовые узы объединяют всех ныне живущих сородичей, где бы они ни находились, какие бы земли ни занимали. То есть в первом случае человек оказывается причастным к истории своего народа, во втором - к родной земле. Без понятия «род» невозможно представить, как отдельные люди образуют народ. Иначе говоря, народ - это совокупность взаимосвязанных родов. К сожалению тот, кто привык рассуждать о «разложении родового строя», не вполнеосознает это обстоятельство. В действительности с развитием культуры род не исчезает, он просто изменяет свои очертания.
 
Принадлежность к «еркар» определяется по отцовской (мужской) линии. Ненецкий род экзогамен - внутри его запрещены браки. В прежние времена каждый род владел определенной территорией, в пределах которой находились святилища и кладбища (в наши дни именно по священным местам - родовым «хэ-бидя-я» - можно проследить картину старых родовых земель). Благодаря непрерывному кочеванию, численному росту или сокращению ненецкие роды разделялись на части, приобретали новые названия, меняли родовые территории.
 
Количество родов сибирских ненцев в течение последних столетий заметно возросло: в XVII в. их было 19, в конце XIX - более 40. В целом известно около 90 ненецких родов и родовых групп, большая часть которых (около 80) проживает в Сибири.
 
Появление нового «еркара» было, как правило, следствием обособления части прежнего рода на новой территории. Его название происходило обычно от имени (прозвища) родоначальника или старшины. У ненцев есть немало коротких преданий о возникновении родовых имен.
 
К примеру, родоначальник еркара Нарэцу (Весенний) получил это прозвище оттого, что покинул стойбище своих братьев весенней ночью. В свою очередь его братья - Хунинда (Дремлющий) и Тусяда (Не имеющий огня) также стали основателями одноименных родов. Предок еркара Нгано-Харюци (Анагуричи) принадлежал одной из ветвей рода Харюци; по одной версии он был обделен оленями (которых увел его брат Нокдэта («Многооленный») и вынужден передвигаться в лодке («нгано»), по другой - в лодке он спасся от наводнения. Родоначальник Езангы (Оказавшийся в силке) был пойман в ловушку родственниками любимой им девушки. Еркар Тэмя пошел от человека, жившего в «берестяном чуме». Родоначальник Вэнга (Собачье ухо) отличался тонким слухом. Паравы носил старую («прелую») одежду, Сэродэта владел стадом «белых оленей», Явонгад (Морской охотник) был заядлым зверобоем.
 
Яптик означает «прочный, крепкий как кость (или металл)», Ванойта - «имеющий корень», Ябтонгэ - «гусиная нога», Ломдо – «низкий», Хорэля - «одетый в домашнюю одежду», Хордэта – «богатый хорами», Лабтандер - «житель равнины», Нохо - «песец», Тэседа - «безоленный», Худя` - «грудная птичья кость» (использовавшаяся как ложка), Ядне - «идущий пешком», Яндо -»короткошерстая собака-оленегонка», Ламбэй - «передний ветвистый рог», Сусой - «истощенный, растратившийся» или «имеющий общие (родовые) черты», Няруй - «стрела с раздвоенным железным наконечником», Няць - «слезящийся (больной трахомой) глаз», Пырерка - «щучий», Тадибе - «шаманящий» или «воспринимающий», Тер - «крик», Тайбари - «чернолобый (олень)», Хэтанзи - «паук с длинными ногами», Хунгаля - «передняя лапа» и т.д.
 
Некоторые роды делятся на ветви. Например, еркар Ванойта состоит из подразделений: Ненэй (Настоящие), Нойноба (Суконная рукавица), Махако (Заикающиеся), Неро Вано (Ивняковый), Ябто``я (Тонкий), Мыд Вано (Печень), Сабы (Плачущий), Сэр пива (Белые кисы). Подобными подразделениями рода Карачеи (Харючи) были в XIX веке еркары Нгокдэта, Сэродэта, Хорэля, Худя, Тусяда, Ямал и другие.
 
Ненецкие роды образуют две большие группы - «тэнз». По именам наиболее многочисленных родов одна группа может быть названа «Харючи», другая - «Ванойта». Внутри этих групп, как и в рамках отдельных родов, браки запрещены, то есть члены одной группы считаются состоящими во взаимном родстве и могут брать жен только из противоположной группы. В научной литературе такие объединения родственных родов принято называть фратриями (букв. «братство»). Во фратрию Харючи входят в основном так называемые «нэней ненэця``» - «настоящие ненцы» (исключением является род Лар, происходящий из хантов). Фратрию Ванойта, кроме «ненэй ненэця``», составляют выходцы из среды хантов, энцев, европейских ненцев.
 
Благодаря столь обширной системе родства каждый человек оказывается связан непосредственными или формальными узами со всей тундрой: по линии отцовского родства - с одной половиной сообщества коренных жителей, по линии матери - с другой. Эта социальная система обеспечивает целостность и взаимодействие территориальных групп ненцев - ямальской, гыданской, енисейской, - и в, конечном, счете всего народа.
18 фев 2008, 15:18
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.