Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Имущественное неравенство у ненцев
Вплоть до установления советской власти, а местами и позже сохранились коллективные формы труда, вызванные к жизни родовым строем и низким уровнем производственных сил и превратившиеся в процессе разложения родового строя в скрытые формы эксплуатации. Так, часто богатые оленеводы давали беднякам оленей во временное пользование и брали за это плату рыбой или пушниной (подерпо). Иногда условием пользования оленями было их обучение.
Бедные родственники или соседи постоянно или периодами объединялись с богатыми для совместных промыслов или выпаса оленей (парма). Ненец, имевший две-три тысячи оленей, принимал к себе в парму ненцев, имевших 50-60 оленей. Сохранившийся от родового строя порядок выпаса оленей (каждый член пармы пас оленей по очереди, независимо от того, у кого сколько оленей) создавал такое положение, что богатый оленевод получал фактически бесплатную рабочую силу. Во время рыбной ловли или охоты больше продуктов доставалось хозяину, владевшему орудиями промысла. В отдельных районах, однако, сохранился вплоть до коллективизации оставшийся от прошлого обычай, по которому улов рыбы или мясо добытого зверя распределялись по потребности, в зависимости от количества членов семьи, а не от каких-нибудь других факторов.
Пережитком обычая взаимопомощи было проживание безоленных ненцев в чумах богатых сородичей. Если при родовом строе этот обычай часто был обременительным для того, кто принимал в свое хозяйство сирот или целую обедневшую семью, то в период далеко зашедшего разложения первобытно-общинных отношений он стал одной из основных форм эксплуатации. Бедные родственники становились, по существу, батраками, работавшими только за питание и кое-какую одежду. Положение безоленных ненцев, находившихся в зависимости у богатых оленеводов, ухудшалось еще тем, что переход к другому хозяину в условиях тундры был затруднен большими расстояниями между чумами.
Можно отметить еще одну форму эксплуатации, когда богатые оленеводы обменивали продукты оленеводства на продукты охоты и рыболовства, которые им поставляли малооленные ненцы. Часто это был неравный обмен.
18 фев 2008, 14:38
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.