Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Военные походы ненцев


Военные походы ненцев

Военные походы ненцевИзвестно, что в прошлом имели место довольно частые войны между восточными ненцами и соседними народностями — селькупами, энцами, нганасанами, эвенками, кетами. Причинами войн было стремление завладеть оленями и другим имуществом, захватить пленных (хаби), увоз женщин и т.п.
 
Чрезвычайно интересное описание одного из таких военных столкновений содержится в легенде о войне между группой тазов-ских ненцев, с одной стороны, и энцами и нганасанами — с другой, записанной энцем П. Болиным и любезно переданной в Институт этнографии. События, записанные в легенде, происходили 150-200 лет назад.
 
Глава одного из крупных ненецких родов (ёре) Ныраку, готовя нападение на соседние племена, созвал тайное совещание вождей родственных мелких родов с приглашением двух шаманов. Шаманы были призваны, чтобы воздействовать на членов рода, не желающих воевать. Мы не имеем возможности останавливаться на всех перипетиях последовавших затем военных действий и остановимся лишь на обычаях, сопровождавших ведение подобных войн.
 
Для объявления войны ненцы посылали к противнику оленя-самца, на левом боку которого был изображен человек, прицеливающийся из лука. Обнаружив такого оленя, противник начинал военную подготовку — мобилизацию воинов, постройку за местом военных действий деревянной изгороди (марь») для защиты мирного населения, оленей и других ценностей и т.д.
 
Когда наступало время сражения, вперед посылали разведчика (нрвамбада) с целью уточнить размеры наступающего войска. У ненцев, видимо, считалось залогом будущей удачи (яб) убить такого разведчика и его кровью намазать полозья нарт воинов. В описываемом в легенде случае энецкому разведчику удалось ускользнуть, и с этим в какой-то мере связывается поражение, постигшее в дальнейшем ненцев. Вооружение ненецких воинов состояло из железной кольчуги (саю паны, еся паны) и луков со стрелами.
 
Вот как описывается снаряжение в поход ненца из рода Вылка в другом произведении устного народного творчества: «Мать принесла кожаный мешок. Я зубами узел сорвал. Из мешка кольчуги вынул. Первую кольчугу на себя надел, вторую кольчугу тоже надел. Между кольчугами летнюю шкуру песца надел. Наверх — малицу. Ремнем опоясался. Мать крепкий лук принесла. Половина лука из елового сука, половина из мамонтовой кости, тетива — из крепких оленьих жил. Лук я взял, наручники (защитные пластинки от удара тетивы) надел...».
 
Однако, видимо, кольчуги имели не все воины. При наступлении часть воинов ехала на оленьих упряжках, часть шла пешком. Место встречи двух войск энцы обозначили установкой модели чума, около которой поставили несколько стрел, остриями направленными в сторону врага, и красный флажок. Увидев этот знак, указывающий, что дальше идти нельзя, ненецкий военный начальник (саю ерв; в данном случае тот же вождь рода Ныраку, который выступал как предводитель нескольких объединенных родов) отправил к противнику старика для ведения переговоров. Последний передал главе енисейских племен семь основных условий войны. Мы позволим привести их здесь полностью, т.к. они представляют значительный интерес:
 
1. С обеих сторон назначить по представителю (нрва-ибада) для ведения переговоров. Эти представители должны отличаться от других людей тем, что в их нарты должны быть запряжены по два оленя, а на хореях привязаны красные флаги. Эти представители должны быть неприкосновенны.
2. Местом военных действий назначить озеро Юручедо.
3. Сражение начать следующим утром.
4. Для определения дистанции, с которой начнется сражение, сделать по выстрелу с каждой стороны.
5. При первом наступлении количество войска должно быть равным (в описываемом случае по 50 чел.), запасных воинов — кто сколько может выставить.
6. Каждым последующим утром начинать сражение с того места, где закончили вечером. Ночью не воевать.
7. Для прекращения боя на ночной перерыв выделенные представители должны заехать с обеих сторон с флагами. В случае заключения мира народные представители заходят между войсками с двумя флагами.
 
Мир должен заключиться только после особых переговоров об условиях его заключения. Эти условия были приняты с некоторыми изменениями. Впереди сходящихся войск шли сыновья военных предводителей (саю ерв` ню), которые произвели первые выстрелы из луков для определения необходимой дистанции.
 
Во время сражения запасные части войск находились на расстоянии 200 метров от полосы военных действий. Раненых воинов увозили на оленях домой, а убитые оставались до конца войны на месте сражения. В конце каждого дня производился подсчет потерь. Вместо убитых и раненых выставляли воинов из запасных частей. В эпизоде, о котором рассказывает легенда, ненцы оказались побежденными, и им пришлось просить о мире. Вождь послал военачальнику энцев и нганасанов свой военный лук с семью стрелами и военный кинжал.
 
Знаком прекращения войны являлось вывешивание позади передового отряда больших красных флагов. Народные представители должны были трижды обойти каждый вокруг своего войска, крича соответственно: «Наши войска войну проиграли (или выиграли) и оказались побежденными (победителями), война прекращается».
 
После прекращения сражения военачальники определили место захоронения трупов убитых. Ненцы большинство убитых увезли с собой на места своих кочевий. Однако часть воинов была похоронена на месте боя. На обеих братских могилах (ненецкой и энецко-нганасанской) поставили деревянные изображения человека (пяхад сертавы ненэць», т.е. «сделанный из дерева человек»). В руках каждого — лук со стрелами, направленными друг в друга, на правом боку — кинжал. У изображения на могиле ненецких воинов в левом боку была воткнута стрела — знак того, что они побеждены.
 
У братских могил были разведены костры и произнесены обоими военачальниками речи по поводу одержанной победы и понесенного поражения, а также о необходимости жить в мире и дружбе. Оставив луки, стрелы и кинжалы на могиле, побежденные вернулись в свои края.
 
Легенда явно осуждает зачинщиков войны, вторгшихся в чужие владения.
 
Согласно вышеизложенным очень интересным, однако, весьма скудным материалам, мы видим, что военная организация у ненцев, находившихся на стадии родового общества, стояла на довольно высоком уровне.
18 фев 2008, 13:36
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.